Четверг, 21.09.2017
                       


МЕНЮ
УЧИТЕЛЮ БИОЛОГИИ
К УРОКАМ БИОЛОГИИ
ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР РАСТЕНИЙ
В МИРЕ ЖИВОТНЫХ
АНАТОМИЯ БЕЗ ТАЙН И ЗАГАДОК
ИНТЕРЕСНО УЗНАТЬ
БИОЛОГИЧЕСКАЯ РАЗВЛЕКАЛОВКА
Категории раздела
СТИХИ О ВНУТРЕННИХ ОРГАНАХ ЧЕЛОВЕКА [14]
БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНЫЕ [55]
САМЫЕ НЕОБЫЧНЫЕ ЖИВОТНЫЕ ПЛАНЕТЫ [47]
НАШЕ ТЕЛО. ВСЕ, ЧТО ВЫ ХОТЕЛИ УЗНАТЬ [365]
БИОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧКИ [49]
ГЕНОМ [23]
"ШЕСТОЕ ЧУВСТВО" В МИРЕ ЖИВОТНЫХ [20]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2015 » Июнь » 6 » ЗАДАЧИ ПО ОБЩЕЙ БИОЛОГИИ
10:05
ЗАДАЧИ ПО ОБЩЕЙ БИОЛОГИИ
Первый «закон» американского эколога Б.Коммонера гласит: «Все связано со всем». Докажите, что животные не могут существовать без растений, что жизнь растений за­висит от условий среды, в том числе и от животных, что люди влияют как на среду обитания, так и на растения и животных.

Летящую кукушку очень легко принять за ястреба-перепелятника. У нее такие же форма тела, окраска, размеры, характер полета. Каково биологическое значение этих осо­бенностей?

Лягушка - полезное животное, существенно необ­ходимый компонент экосистемы. Одна лягушка за день по­едает насекомых в количестве, равном собственному весу. Подсчитано, что лягушки, истребленные в Индии (страна яв­ляется экспортером лягушачьих лапок), за три месяца могли бы съесть примерно 2,4 млн. тонн насекомых. Предположи­те, какие последствия могут наступить?

В сообществе с простыми цепями питания, базирующимися на небольшом числе широко распростра­ненных видов растений, быстрое размножение травоядных животных (зайцев) служит сигналом возможного неблагопо­лучия. Почему?

Во время прогулки в лес вы встретили на пути бо­лото. Что вы будете делать, чтобы определить его тип? По ка­ким признакам можно отличить верховое болото от низинно­го (без почвенного среза)?

У человека кареглазость - доминантный признак. В семье из 5 человек у отца и двух дочерей глаза голубые, а у матери и сына - карие. Определите генотипы членов семьи. Постройте родословную

Иногда встречаются люди с шерстистыми волосами и курчавыми. Такие волосы быстро растут, но секутся. При­знак этот доминантный. До сих пор не зарегистрировано ни одного случая брака двух людей с такими волосами, поэтому фенотип доминантной гомозиготы неизвестен. Какие волосы унаследуют дети, у которых отец имеет шерстистые, а мать - нормальные волосы?

Для многих видов возрастная структура - неустой­чивая характеристика. Так, две популяции, имеющие равную численность, могут сильно отличаться друг от друга по со­ставу. Дайте объяснение этому явлению.

Оказывается, существуют механизмы, обеспечива­ющие пространственное и временное единство особей попу­ляции. Дайте объяснение этому явлению.

У многих животных часто наблюдаются популяционные волны - резкие колебания численности. Как вы дума­ете, у домовой или полевой мыши популяционные волны вы­ражены в большей степени? Почему?

У человека волнистые волосы - доминантный при­знак. В семье трое детей: девочка с прямыми волосами и два ее брата — один с прямыми волосами, а другой кудрявый. У матери и ее отца волосы волнистые, а у отца детей волосы прямые. Составьте родословную семьи, определите геноти­пы всех членов семьи.

У человека полидактелия (шестипалость) детерми­нирована доминантным геном Р. От брака гетерозиготного шестипалого мужчины с женщиной с нормальным строени­ем руки родилось два ребенка с нормальными и шестипалы­ми конечностями. Каков генотип детей?

В Норвегии известен случай, когда мать ребенка с брахидактилией (короткопалость) предъявила иск мужчи­не, который отрицал отцовство. Суд попросил мужчину по­казать руки, и оказалось, что у него была брахидактелия. Суд признал его отцом ребенка. На основании чего суд мог сде­лать подобное заключение?

Сфагновый мох встречается чаще на верховых бо­лотах, распространение которых носит мозаичный остров­ной характер. Можно ли сфагновый мох одного болота счи­тать популяцией? Почему?

В природе достаточно часто встречается следующая ситуация: меж двух озер, расположенных на расстоянии не­скольких километров друг от друга, в смешанном лесу живут бурые травяные жабы, некоторые из которых откладывают икру в одном озере, а другие - в соседнем. Единичные экзем­пляры могут попадать из одного озера в другое, но это проис­ходит редко. Как вы считаете, сколько здесь популяций?

В родильном доме перепутали двух мальчиков. Ро­дители одного из них имели I и II группы крови, родители другого - II и IV. Исследование показало, что дети имеют I и II группы крови. Определите родителей детей.

В нашей стране леса занимают около 790 миллионов гектаров - это более одной трети территории России. Используя данные таблицы, подсчитайте, какова площадь леса, приходяща­яся на одного жителя планеты. Почему полученные вами цифры будут лишь приблизительными? Можно ли подсчитать этот по­казатель с абсолютной точностью? Дополнительные сведения: население планеты составляет более 5 миллиардов человек.

Таблица 2

Леса мира (по данным «Лесной Энциклопедии», 1986)

Виды земельных площадей

В млн. га

Площадь лесных земель

4136

Сомкнутые леса

2985

Хвойные леса

1082

Лиственные леса

1903

Несомкнутые (разреженные) леса

1150

Вырубленные леса с остатками древесины и др.

1777

Если бы вы сделали разрезы почв в широколиствен­ном и хвойном лесах, то увидели бы разные по цвету, струк­туре почвы. Разное в них и содержание гумуса. Выскажите ваше мнение, в каком лесу почвы более плодородные. Ответ поясните.

Годовая масса осадков ниже 1000 мм соответствует стрессовой зоне для многих видов деревьев, а предел устой­чивости для большинства из них составляет около 750 мм. Какие природные экосистемы могут развиваться и существо­вать:

а)        при 750- 1000 мм;

б)        при 250 - 740 мм;

в)        ниже 250 мм осадков в год?

Составьте интегральные характеристики типичных для европейского севера экосистем - тайги, тундры. Данные оформите в таблицу, где выделите следующие графы: 1 - рас­пространение, 2 - климат, 3 - осадки, 4 - господствующая растительность, 5 - животный мир, 6 - прочие особенности: адаптация биоты к сезонному климату; вегетативный период; численность хищников; особенности хозяйственной деятель­ности людей и т.д.

Вычертите пирамиду биомассы, если известно, что биомасса продуцентов на участке луга в 0,5 га составляет 10т, а на последующих уровнях биомасса на 90 % меньше, чем на предыдущем.

Составьте характеристику болота как экосистемы по плану: особенности почвы, водный режим, особенности растительного и животного мира. Ответьте на вопросы: по­чему в болоте образуется торф? Каковы причины отсутствия гумуса в болотной почве? Какие условия препятствуют пере­гниванню мертвых органических остатков в болоте, способ­ствуя их консервированию в виде торфа?

В учебнике утверждается, что невзаимодейству­ющих популяций в сообществе нет. Какое взаимодействие существует между опятами, растущими на березовом пне, и птицами, питающимися гусеницами?

Сильное «цветение» воды, наблюдаемое иногда в прудах и озерах, часто сопровождается замором рыбы. Как вы объясните это явление?

Вам нужно заселить пустой остров так, чтобы жизнь на нем существовала без вашего вмешательства. Составьте предельно короткий список организмов, которые вы туда по­селили бы.

Экологическая пирамида существует потому, что при передаче энергии с нижележащего уровня на вышележащий значительная часть энергии рассеивается. Однако уже неодно­кратно описывались факты, например, для океана, когда био­масса и численность рачков, питающихся водорослями, была больше биомассы и численности этих водорослей. Опроверга­ют ли эти факты правило экологической пирамиды?

В 50 гг. XX в. в Индонезии пытались бороться с малярией, уничтожая малярийных комаров пестицидом ДДТ. Комары погибли. Но другие насекомые, например та­раканы, выжили, хотя и сделались вялыми. Через некоторое время стало наблюдаться массовое вымирание ящериц и ко­шек. Постройте цепи питания данных животных и объясни­те ситуацию: в отсутствие кошек над местными жителями на­висла новая опасность - эпидемия чумы.

В широколиственном лесу ученые-лесоводы в тече­ние нескольких лет на большом участке полностью удаляли подстилку. Как вы думаете, какие изменения обнаружили ле­соводы на этом участке? Объясните, чем могли быть вызва­ны эти изменения?

«Ни пользы, ни вреда «вообще» птицы не приносят. Поэтому мы не можем ставить вопрос об абсолютной охране или абсолютном уничтожении какого-либо вида птиц», - пи­шет известный советский орнитолог проф. П.П. Дементьев. Например, скворцы приносят весной и летом пользу, истре­бляя насекомых, вредящих человеку, а на пролете и зимовках в южных районах становятся вредителями садов. Приведите другие примеры, которые подтвердят мнение ученых об от­носительности понятий «полезный» и «вредный».

Акклиматизация животных - расселение их в новые места - может иметь ряд последствий для аборигенных ви­дов фауны. Чаще всего эти последствия отрицательные. По­чему? Объясните это на конкретных примерах.

Задержанный охотинспектором браконьер утверж­дал: «Раз доказано, что волков и других хищников нельзя ис­треблять, значит, и браконьера преследовать не надо, ведь го­ворят же, что браконьер - это хищник». Как вы полагаете, убе­дительны ли доводы браконьера? Как бы вы ему возразили?

Швейцарский союз защиты природы выпустил па­мятный значок с изображением овсюга - распространенно­го сорняка, существование которого находится под угрозой.

Союз защиты природы Швейцарии принимает и другие меры по защите сорняков - всем желающим крестьянам раздаются их семена. Можете ли вы понять, объяснить и поддержать де­ятелей этого союза?

Зачастую воздействие человека на природу не сразу заметно. Ясно, например, что свинцовая дробь, выпущенная, скажем, в дикую утку и попавшая в цель, принесет природе некоторый ущерб. Но вот дробь, не попавшая в цель и рас­сеявшаяся по округе, принесет гораздо больший ущерб. Ка­кой? (Известно, что по этой причине ежегодно гибнут милли­оны птиц.)

В последнее время ученые озабочены вредным воздействием свинца на здоровье людей, особенно детей. Ис­следования показали, что даже небольшое количество свинца в воздухе может отрицательно воздействовать на умственные способности детей. Укажите источники поступления свинца в атмосферу городов.

Категория: БИОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧКИ | Просмотров: 612 | Добавил: admin | Теги: ФГОС для уроков биологии, биологические задачи, задачи на уроках биологии, современный урок биологии | Рейтинг: 5.0/1
РАЗВИТИЕ БИОЛОГИИ

БИОЛОГИЧЕСКИЕ СПРАВОЧНИКИ
Поиск
Н А Ш И   Д Р У З Ь Я








Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Вход на сайт

    Copyright MyCorp © 2017
    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru