Вторник, 31.03.2020
                       


МЕНЮ
УЧИТЕЛЮ БИОЛОГИИ
К УРОКАМ БИОЛОГИИ
ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР РАСТЕНИЙ
В МИРЕ ЖИВОТНЫХ
АНАТОМИЯ БЕЗ ТАЙН И ЗАГАДОК
ИНТЕРЕСНО УЗНАТЬ
БИОЛОГИЧЕСКАЯ РАЗВЛЕКАЛОВКА
Категории раздела
ОНЛАЙН-ЭНЦИКЛОПЕДИЯ "ТЕЛО ЧЕЛОВЕКА" [55]
ПРИРОДА НАШИХ ОЩУЩЕНИЙ [27]
КРОВЬ: РЕКА ЖИЗНИ [14]
СОН. ПОЧЕМУ МЫ СПИМ И КАК НАМ ЭТО ЛУЧШЕ ВСЕГО УДАЕТСЯ [90]
ТАЙНЫ ЧЕЛОВЕКА [100]
НАГЛЯДНЫЙ СПРАВОЧНИК "ЧЕЛОВЕК" [21]
БИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА В ТАБЛИЦАХ И СХЕМАХ [54]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Файлы » ЧЕЛОВЕК » ТАЙНЫ ЧЕЛОВЕКА

ПОДАРОК ЭВОЛЮЦИИ — РЕЧЬ!
04.01.2015, 11:59

Условные раздражители, вызывающие ус­ловные рефлексы, И.П. Павлов называл сиг­налами. Они как бы сигнализируют живот­ному о том, что сейчас начнет действовать безусловный раздражитель. Вспышка света, ставшая условным пищевым раздражителем, сигнализирует собаке, что сейчас появится еда. Мышиный писк и запах сигнализируют вышедшей на охоту лисице, где находится дичь. Стрекотание сорок, человеческие голоса, хруст валежника под ногами охотника и дви­жение раздвигаемых человеком ветвей сигна­лизируют оленю о приближении опасности.

Основа психической деятельности живот­ных — образованные ими в течение жизни условные рефлексы, различные временные связи и складывающиеся на их основе обра­зы предметов и явлений окружающего мира. Всю совокупность подобных временных свя­зей, формирующихся в мозгу животных, И.П.Павлов назвал первой сигнальной сис­темой. Ее использование — не очень удобный и не очень экономный способ мыслительной деятельности. Не очень удобный потому, что образ индивидуален. У каждого жителя сред­ней полосы нашей страны имеется образ ели, но если попросить десять лучших художни­ков нарисовать типичную ель, их картины в чем-то будут отличаться друг от друга.

Образы — весьма громоздкие конструк­ции. Они создаются благодаря многочислен­ным временным связям. В образ ели входит общая форма дерева, характер его хвои и осо­бенности шишек, их цвет и цвет ствола, за­пах, исходящий от дерева, вкус молодых по­бегов и семян, да мало ли что может еще включать в себя образ ели...

Человеческий мозг для своей работы, бе­зусловно, не гнушается привлекать первую сигнальную систему. Но для человека это не единственный и, что особенно важно, не главный способ формирования поведения и осуществления мыслительной деятельности. Наряду с первой сигнальной системой, чело­век широко пользуется второй с ее специфи­ческим сигнальным раздражителем — сло­вом. Это — качественная особенность мысли­тельной деятельности именно человеческого мозга, переводящая его работу на новый, не­измеримо более высокий уровень.

Речь возникла еще у первобытных людей. Толчком для ее развития явилась потребность в общении, без чего трудно представить чет­ко согласованную деятельность человеческих коллективов. Однако, возникнув как средст­во связи, речь очень скоро стала важнейшим элементом мозговой деятельности, новым, бо­лее удобным способом сбора, обработки, хра­нения и использования информации.

Слово — явление своеобразное. Оно явля­ется условным раздражителем, таким же, как вспышка света или звук звонка, на кото­рые у собаки выработан пищевой условный рефлекс. В то же время слово отличается от прочих условных раздражителей тем, что в нем отражается богатейший жизненный опыт людей, основанный на громадном коли­честве разнообразных временных связей.

С помощью слов, второй сигнальной сис­темы, мозг осуществляет такую важную функ­цию, как обобщение, ведь само слово уже обоб­щает. В слове «ель» обобщены представления о самых разнообразных елях. В слове «дерево» заключено обобщение более высокого порядка, так как кроме ели, березы, клена, дуба это понятие охватывает все виды деревьев, в том числе баобабы, растущие в африканских са­ваннах, и кокосовые пальмы коралловых атоллов. Обобщением еще более высокого по­рядка является слово «растение», так как это понятие обнимает все растительные организ­мы: деревья, кустарники и травы, водоросли, мхи, лишайники, и так далее.

Умение говорить, как известно, не пере­дается человеку по наследству. Этим овладе­вают в первые годы жизни. Развитие речи происходит на основе подражания. Поэтому она может сформироваться только в том слу­чае, если ребенок живет в обществе говоря­щих людей, имеет возможность достаточно часто слышать человеческую речь и пользо­ваться приобретаемыми речевыми навыками.

Слова человеческой речи, являясь услов­ными раздражителями, способны вызвать у человека все те состояния, которые в них вы­ражаются, все те действия, все те изменения в нашем поведении, которые выражены в этих словах. На этом основан эффект обычно­го внушения и гипноза.
Категория: ТАЙНЫ ЧЕЛОВЕКА | Добавил: admin | Теги: органы и системы человека, энциклопедия Тело человека читать о, анатомия в картинках, строение человека, как устроен человек, энциклопедия для шк
Просмотров: 235 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Поиск

РАЗВИТИЕ БИОЛОГИИ

БИОЛОГИЧЕСКИЕ СПРАВОЧНИКИ
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Вход на сайт


    Copyright MyCorp © 2020
    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru