Четверг, 21.09.2017

Главная » Файлы » ГЕНЕТИКА » ГЕНЕТИКА В КРАТКОМ ИЗЛОЖЕНИИ

Что почитать? Научные и популярные книги о генетике
13.03.2017, 18:27

Любители научно-популярной литературы хорошо знают, что в этой области существует серьезная проблема: довольно сложно найти такие издания, которые, с одной стороны, были бы научно достоверны, а с другой – были бы написаны простым языком, доступным неспециалисту. Кроме того, в море околонаучной литературы нередки книги, не имеющие никакого отношения к серьезным исследованиям, но зато наполненные всевозможными домыслами и конспирологическими теориями.

Что можно порекомендовать?

Во-первых, постарайтесь прочесть книги, написанные учеными, которые принимали участие во всевозможных определяющих исследованиях в области генетики: они дадут вам информацию, как говорится, из первых рук. Яркий пример – несколько раз издававшаяся книга Джеймса Уотсона «Двойная спираль», увлекательно рассказывающая о пути к грандиозному открытию, сделанному автором и его коллегами.

На западе уже несколько десятилетий пользуются большим успехом книги британского профессора и популяризатора науки Ричарда Докинза: «Эгоистичный ген», «Расширенный фенотип»… Докинз известен как сторонник геоцентрического взгляда на эволюцию, убежденный атеист и борец с псевдонаукой. Его категоричность и язвительный стиль изложения разделили читателей его книг на два лагеря: убежденных противников и горячих поклонников. Последних привлекает доступный язык, юмор, твердая позиция автора по ключевым вопросам науки и научной этики.

В конце 1990-х гг. впервые вышла в свет на английском языке книга английского биолога и журналиста Мэтта Ридли «Геном: автобиография вида в 23 главах». В ней кратко, наглядно и, что немаловажно, доступно была представлена вся история генетики: от первых теорий до грандиозных прорывов XX в. С тех пор книга Ридли переиздавалась неоднократно, в том числе на русском языке. К популярным изданиям можно отнести книгу Питера Эткинза «Десять великих идей науки». Правда, разработкам в области ДНК там посвящена всего одна глава, но специфика издания, собравшего под одной обложкой ключевые понятия астрономии, физики, генетики, возможно, позволит читателю прояснить и уточнить собственную картину мира.

Если вам интересны фундаментальные издания по истории генетики, в которых можно почерпнуть не только научные сведения, но и узнать о связи науки с политикой, экономикой, познакомиться сучеными не только как с лабораторными сотрудниками, но и как с личностями – обратитесь к исследованиям советского генетика и историка науки А. Е. Гайсиновича, в частности, к его книге «Зарождение и развитие генетики», правда, она охватывает только 1960-е – 1970-е гг.

Если же вы уже обладаете определенными познаниями в области химии и биологии и вас не пугает перспектива разбираться в сложных формулах, терминах и схемах, можете посвятить свой досуг литературе, предназначенной для студентов высших учебных заведений. Так, уже зарекомендовали себя с положительной стороны книги В. А. Пухальского «Введение в генетику», «Основы генетики» авторства А. Ю. Асанова, Н. С. Демиковой и В. Е. Голимбет, а также одноименный труд «Основы генетики» У. Клага и М. Каммингса. Еще в 1990-е гг. издавалось двухтомное издание для студентов университетов, посвященное молекулярной биологии, «Гены и геномы». Над ним работали М. Сингер и П. Берг.

Множество публикаций, посвященных общим вопросам генетики и отдельным проблемам – прочтению структуры ДНК, клонированию, изучению человеческого генома, можно найти в подшивках и электронных версиях журналов, таких как Popular Science, выходящий более чем в 40 странах, Scientific American, российских «В мире науки», «Наука и жизнь» и многих других.

Конечно, философы и писатели-беллетристы всегда чутко реагировали на происходящее в области генетики и смежных с ней наук. Достаточно вспомнить хотя бы «О дивный новый мир» Олдоса Хаксли, «Левая рука тьмы» и «Девять жизней» Урсулы ле Гуин, «Не отпускай меня» Кадзуо Исигуро…

Как видите, выбор огромен. Главное – определиться со сферой своих интересов и начать поиск литературы, отвечающей вашим пожеланиям и чаяниям!

Категория: ГЕНЕТИКА В КРАТКОМ ИЗЛОЖЕНИИ | Добавил: admin | Теги: законы генетики, генетика человека кратко, история генетики, генетика человека сообщение по биол, ученые генетики и их открытия, развитие генетик