Суббота, 04.04.2020
                       


МЕНЮ
УЧИТЕЛЮ БИОЛОГИИ
К УРОКАМ БИОЛОГИИ
ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР РАСТЕНИЙ
В МИРЕ ЖИВОТНЫХ
АНАТОМИЯ БЕЗ ТАЙН И ЗАГАДОК
ИНТЕРЕСНО УЗНАТЬ
БИОЛОГИЧЕСКАЯ РАЗВЛЕКАЛОВКА
Категории раздела
ВВЕДЕНИЕ В БИОЛОГИЮ [66]
ЭКОЛОГИЕ ТРОПЫ [19]
РЕКОРДЫ В МИРЕ ЖИВОТНЫХ [94]
ЗНАКОМЬТЕСЬ, ЭТО УЛИТКИ [7]
ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР РАСТЕНИЙ [76]
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ К УРОКАМ [168]
УВЛЕКАТЕЛЬНО О МИКРОБИОЛОГИИ [29]
ОНЛАЙН-УЧЕБНИКИ [306]
ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ В 11 КЛАССЕ [142]
УДИВИТЕЛЬНЫЕ ЖИВОТНЫЕ [23]
ЧЕЛОВЕК [347]
ОНЛАЙН-ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ [90]
ШКОЛЬНИКАМ О ДНК [73]
ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ К УРОКАМ БИОЛОГИИ. 8 КЛАСС [62]
ТИПОВЫЕ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ГИА [11]
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ К УРОКУ БИОЛОГИИ [18]
РАСТЕНИЯ. ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ МИР [19]
КОНСПЕКТЫ УРОКОВ БИОЛОГИИ [82]
ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО БИОЛОГИИ [27]
РАСТЕНИЯ И ЧИСТОТА ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ [0]
ЛЕКЦИИ ПО ОБЩЕЙ БИОЛОГИИ [25]
БИОЛОГИЧЕСКИЕ КРОССВОРДЫ [54]
АТЛАС ЮНОГО БИОЛОГА [88]
ЭКОЛОГИЯ ЖИВОТНЫХ [46]
ЖИВОТНОЕ ИЛИ РАСТЕНИЕ. ВВЕДЕНИЕ В НАУКУ О ЖИЗНИ [9]
УЧЕБНЫЕ ФИЛЬМЫ ПО БИОЛОГИИ [23]
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ ЖИВОТНЫХ [23]
РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К УРОКАМ ОБЩЕЙ БИОЛОГИИ В 10-11 КЛАССАХ [0]
БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОПЫТЫ [34]
ПОДГОТОВКА К ИТОГОВОЙ ПРОВЕРКЕ ЗНАНИЙ ПО КУРСУ БИОЛОГИИ [68]
КАК БАКТЕРИИ СДЕЛАЛИ НАШ МИР ОБИТАЕМЫМ [0]
ГЕНЕТИКА [95]
МОРСКИЕ РАКОВИНЫ [60]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Файлы » КОНСПЕКТЫ УРОКОВ БИОЛОГИИ

Конспект урока «Многообразие простейших»
29.04.2015, 17:32

Оборудование: пластилин зеленого, бурого, белого цветов; кусочек хлопчатобумажной нитки (3–4 см); таблица «Тип Простейшие».

1. Амеба обыкновенная

Действия учителя

Действия учащихся

Амеба – свободноживущее микроскопическое животное. Ее можно обнаружить в небольших мелких прудах с илистым дном. Тело амебы достигает 0,1–0,5 мм и состоит из протоплазмы, ограниченной тончайшей плазмалеммой. Протоплазма разделяется на ядро и цитоплазму.

Слушают объяснения учителя. Лепят из пластилина бурого цвета амебу.
После изготовления модели вносят сведения об амебе в сравнительную таблицу (см. ниже).

Форма тела амебы постоянно меняется из-за образующихся на разных участках выпячиваний цитоплазмы, называемых псевдоподиями (ложноножками). Эти временные структуры служат для передвижения и захвата пищи.
Несмотря на примитивное строение, амеба вполне самостоятельный организм.

Записывают в биологический словарь (в конце тетради) новые термины с определениями.

Питание амебы. Амеба – всеядное животное. Ее пищу составляют водоросли, жгутиковые, инфузории. Как только амеба оказывается рядом с потенциальной добычей, ее цитоплазма образует несколько ложноножек, которые окружают жертву. Из цитоплазмы выделяется пищеварительный сок. Образуется пищеварительная вакуоль. После усвоения растворенной пищи непереваренные остатки выбрасываются наружу. Амеба обыкновенная относится к классу Корненожки.

Проводят «кормление» амебы. Для этого из кусочка пластилина зеленого цвета изготавливают модель одноклеточной водоросли и в динамике показывают захват пищи ложноножками амебы.

Как вы думаете, почему класс Корненожки получил такое название?

Отвечают на вопрос (из-за того, что представители класса не имеют постоянной формы тела и образуют выпячивания цитоплазмы – корненожки – псевдоподии).

2. Эвглена зеленая

Действия учителя

Действия учащихся

Зеленая эвглена является необычным существом. Ее описание можно встретить и в учебниках ботаники, и в учебниках зоологии. До сих пор систематики не могут решить, к какому царству – растений или животных – нужно отнести этот одноклеточный организм.

Слушают рассказ учителя и по ходу изготавливают из пластилина зеленого цвета модель эвглены зеленой (ее размер в 10 раз меньше, чем у амебы).
После изготовления модели вносят сведения о ней в сравнительную таблицу.

Эвглена живет в пресноводных водоемах, богатых растворенными органическими соединениями. Тело эвглены вытянутое, длиной около 0,05 мм. Его передний конец притуплен, задний заострен. У эвглены в отличие от растительных клеток нет клеточной стенки. Наружный слой цитоплазмы плотный, он образует вокруг тела эвглены оболочку. На переднем конце тела эвглены находится жгутик, при помощи которого она передвигается. Эвглена обладает положительным фототаксисом – ее цитоплазма содержит светочувствительный глазок.

Прикрепляют «жгутик» к модели.

Записывают новый термин в биологический словарь.

Питание эвглены. В цитоплазме эвглены содержится около 20 хлоропластов, придающих ей зеленый цвет. В хлоропластах находится хлорофилл. На свету эвглена питается как растение – при помощи процесса фотосинтеза. В темноте эвглена способна усваивать готовые органические вещества, образующиеся при разложении различных отмерших организмов.

 

Почему ботаники относят эвглену к одноклеточным водорослям?

Отвечают на вопрос (так как цитоплазма эвглены содержит хлоропласты и на свету она питается как растение, строя свое тело из органических веществ, образующихся путем фотосинтеза).

Почему зоологи относят эвглену к простейшим животным?

Отвечают на вопрос (так как в темноте эвглена способна питаться как животное, поглощая готовые органические вещества).

О чем говорит существование таких промежуточных форм жизни, как эвглена?

Отвечают на вопрос (существование эвглены указывает на родство между растениями и животными).

3. Инфузория туфелька

Действия учителя

Действия учащихся

Туфелька – обитатель стоячих водоемов с большим количеством разлагающегося органического материала. Она имеет постоянную удлиненную форму тела, длина которого достигает 0,1–0,3 мм. Все тело инфузории покрыто продольными рядами многочисленных коротких ресничек, при помощи которых туфелька плавает тупым концом вперед.
Инфузория туфелька отличается от других простейших сложностью внутриклеточной организации. Ее протоплазма содержит два ядра – макронуклеус, регулирующий процессы питания, движения, выделения, и микронуклеус – координирующий размножение.

Слушают рассказ учителя и в соответствии с объяснениями изготавливают из светлого (инфузории бесцветны) пластилина модель инфузории туфельки (ротовое отверстие легко проделать с помощью кончика карандаша, а реснички на поверхности инфузории можно сделать кончиком ногтя).
После изготовления модели вносят сведения об инфузории туфельке в сравнительную таблицу.

Питание инфузории туфельки. Ближе к переднему концу тела инфузории находится углубление перистом (ротовая воронка), которое ведет в глотку. Реснички желобка постоянно работают, создавая ток воды. Вода подхватывает и подносит ко рту основную пищу туфельки – бактерий. Через глотку бактерии попадают внутрь тела инфузории. В цитоплазме вокруг них образуется пищеварительная вакуоль. Переваривание пищи и усвоение питательных веществ у туфельки происходит так же, как и у амебы. Непереваренные остатки выбрасываются наружу через отверстие – порошицу.

 

Почему инфузория туфелька получила такое название?

Отвечают на вопрос (тело инфузории по форме напоминает крошечную туфлю).

Почему инфузорий считают естественными фильтраторами водоемов?

Отвечают на вопрос (инфузории очищают водоемы от бактерий, тем самым способствуя их очистке).

4. Размножение простейших

Действия учителя

Действия учащихся

Размножение амебы. Питание амебы приводит к росту ее тела. После достижения определенных размеров амеба начинает делиться пополам. (В качестве иллюстрации можно использовать рисунок из учебника). Попробуйте сами показать деление амебы на своих моделях.
Такой способ размножения – делением клетки пополам – называется бесполым.

Делят свою амебу в соответствии с объяснениями учителя и рисунком учебника.

Сколько амеб образовалось после деления?

Отвечают на вопрос (две).

Чем они отличаются от прежней амебы?

Отвечают на вопрос (размерами).

Размножение эвглены. Размножение эвглены происходит так же, как и размножение амебы, – делением клетки пополам. Рассмотрите рисунок в учебнике. Попробуйте аккуратно при помощи линейки поделить свою модель эвглены. Обратите внимание, что вам понадобится еще один кусочек нитки – для второго жгутика.

«Размножают» эвглену.

Почему в середине лета обычно наблюдается «цветение» воды в прудах и небольших озерах?

Отвечают на вопрос (происходит массовое размножение эвглены).

Размножение инфузории туфельки. Летом туфелька, интенсивно питаясь, растет и делится, как амеба, на две части. В отличие от эвглены (у которой ось деления клетки проходит вдоль) и амебы (которая может делиться в любом направлении) инфузория туфелька делится поперек.

«Делят» инфузорию туфельку.

В чем сходство размножения амебы, эвглены и инфузории?

Отвечают на вопрос (все эти простейшие размножаются бесполым способом – делением клетки пополам).



Сравнительная таблица «Тип простейшие»

Параметры

Амеба обыкновенная

Эвглена зеленая

Инфузория туфелька

Окраска

бесцветная

зеленая на свету

бесцветная

Форма тела

непостоянная

постоянная веретеновидная

постоянная веретеновидная

Количество ядер

одно

одно

два

Передвижение

корненожками

при помощи жгутиков

биением ресничек

Питание

водоросли, жгутиковые, инфузории

на свету – фотосинтез, в темноте – готовыми органическими веществами

бактериями при помощи ротового отверстия

Категория: КОНСПЕКТЫ УРОКОВ БИОЛОГИИ | Добавил: admin | Теги: биология в школе, урок биологии, учителю биологии, конспект урока биологии, поурочные планы уроков биологии, открытый урок биологии, экология
Просмотров: 635 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Поиск

РАЗВИТИЕ БИОЛОГИИ

БИОЛОГИЧЕСКИЕ СПРАВОЧНИКИ
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Вход на сайт


    Copyright MyCorp © 2020
    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru