Пятница, 10.04.2020
                       


МЕНЮ
УЧИТЕЛЮ БИОЛОГИИ
К УРОКАМ БИОЛОГИИ
ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР РАСТЕНИЙ
В МИРЕ ЖИВОТНЫХ
АНАТОМИЯ БЕЗ ТАЙН И ЗАГАДОК
ИНТЕРЕСНО УЗНАТЬ
БИОЛОГИЧЕСКАЯ РАЗВЛЕКАЛОВКА
Категории раздела
ВВЕДЕНИЕ В БИОЛОГИЮ [66]
ЭКОЛОГИЕ ТРОПЫ [19]
РЕКОРДЫ В МИРЕ ЖИВОТНЫХ [94]
ЗНАКОМЬТЕСЬ, ЭТО УЛИТКИ [7]
ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР РАСТЕНИЙ [76]
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ К УРОКАМ [168]
УВЛЕКАТЕЛЬНО О МИКРОБИОЛОГИИ [29]
ОНЛАЙН-УЧЕБНИКИ [306]
ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ В 11 КЛАССЕ [142]
УДИВИТЕЛЬНЫЕ ЖИВОТНЫЕ [23]
ЧЕЛОВЕК [347]
ОНЛАЙН-ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ [90]
ШКОЛЬНИКАМ О ДНК [73]
ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ К УРОКАМ БИОЛОГИИ. 8 КЛАСС [62]
ТИПОВЫЕ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ГИА [11]
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ К УРОКУ БИОЛОГИИ [18]
РАСТЕНИЯ. ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ МИР [19]
КОНСПЕКТЫ УРОКОВ БИОЛОГИИ [82]
ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО БИОЛОГИИ [27]
РАСТЕНИЯ И ЧИСТОТА ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ [0]
ЛЕКЦИИ ПО ОБЩЕЙ БИОЛОГИИ [25]
БИОЛОГИЧЕСКИЕ КРОССВОРДЫ [54]
АТЛАС ЮНОГО БИОЛОГА [88]
ЭКОЛОГИЯ ЖИВОТНЫХ [46]
ЖИВОТНОЕ ИЛИ РАСТЕНИЕ. ВВЕДЕНИЕ В НАУКУ О ЖИЗНИ [9]
УЧЕБНЫЕ ФИЛЬМЫ ПО БИОЛОГИИ [23]
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ ЖИВОТНЫХ [23]
РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К УРОКАМ ОБЩЕЙ БИОЛОГИИ В 10-11 КЛАССАХ [0]
БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОПЫТЫ [34]
ПОДГОТОВКА К ИТОГОВОЙ ПРОВЕРКЕ ЗНАНИЙ ПО КУРСУ БИОЛОГИИ [68]
КАК БАКТЕРИИ СДЕЛАЛИ НАШ МИР ОБИТАЕМЫМ [0]
ГЕНЕТИКА [95]
МОРСКИЕ РАКОВИНЫ [60]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Файлы » КОНСПЕКТЫ УРОКОВ БИОЛОГИИ

Обобщающий урок биологии "Взаимодействие неаллельных генов"
06.12.2015, 17:05

Оборудование: таблицы по общей биологии, схемы, иллюстрирующие различные типы взаимодействия аллельных и неаллельных генов, плейотропное действие генов.

Ход урока

I. Проверка знаний

1. Устная проверка знаний по вопросам:

– проблема связи между генами и признаками;
– типы взаимодействия аллельных генов;
– комплементарное взаимодействие неаллельных генов;
– эпистатическое взаимодействие неаллельных генов;
– полимерия;
– плейотропия;
– генотип как целостная система.

2. Проверка решения задач из учебника.

II. Решение задач в классе

Задача № 1. Скрещиваются две линии норок бежевой и серой окраски. У гибридов F1 коричневая окраска меха; в F2 наблюдается следующее расщепление: 14 серых, 46 коричневых, 5 кремовых, 16 бежевых. Как наследуется эти варианты окраски? Какое может быть потомство от скрещивания гибридных коричневых норок с кремовыми?

Дано:

А – бежевая
В – серая
АВ – коричневая
аb – кремовая

Характер наследования окраски – ?

Решение

У гибридов первого поколения проявляется новообразование – коричневая окраска, что свидетельствует о комплементарном взаимодействии генов; расщепление в F2 (9:3:3:1) говорит о том, что каждый из доминантных аллелей той и другой пары генов фенотипически проявляется самостоятельно.

Ответ: окраска шерсти у норок определяется двумя парами неаллельных генов, взаимодействующих друг с другом по типу комплементарности; F – АаВb (коричневая); Ааbb (бежевая); ааВb (серая); ааbb (кремовая).

Задача № 2. У душистого горошка два белоцветковых, но разных по происхождению растения при скрещивании в F1 дали пурпурноцветковые гибриды. В F2 на 9 растений с пурпурными цветками – 7 с белыми. Как получить генотип, который будет служить анализатором для любого другого генотипа, встречающегося в этом скрещивании?

Дано:

АВ – пурпурная
аВ – белая
Аb – белая
аb – белая

Характер наследования окраски – ?

Решение

У гибридов первого поколения проявляется новообразование – пурпурная окраска цветков, что свидетельствует о комплементарном взаимодействии генов; расщепление в F2 (9:7) показывает, что каждый из доминантных аллелей той и другой пары генов не имеет самостоятельного фенотипического проявления.

2) Анализатором для всех остальных генотипов будет являться генотип ааbb, полученный при скрещивании двух дигибридов между собой.

Ответ: окраска шерсти у норок определяется двумя парами неаллельных генов, взаимодействующих друг с другом по типу комплементарности; анализатором будет служить генотип ааbb.

Задача № 3. Белоплодное растение тыквы скрещивается с желтоплодным. В потомстве 78 растений с белыми плодами, 61 с желтыми и 19 с зелеными. Определите генотипы родителей и потомков от скрещивания тыкв.

Дано:

А – желтая
а – зеленая
I – подавляет окраску
i – не подавляет окраску

Р и F – ?

Решение

Окраска плодов тыквы определяется двумя парами неаллельных генов, взаимодействующих по типу эпистаза; геном-подавителем является доминантный аллель I (доминантный эпистаз).

Ответ: Р – АаIi × Ааii; F – АI (белые); Ai (желтые); ai (зеленые); aI (белые).

Задача № 4. Окраска мышей определяется двумя парами неаллельных несцепленных генов. Доминантный ген одной пары обусловливает серый цвет, его рецессивный аллель – черный. Доминантный ген другой пары способствует проявлению цветности, его рецессивный аллель подавляет цветность. При скрещивании серых мышей между собой получили потомство из 58 серых и 19 черных мышей. Определите генотипы родителей и потомства.

Дано:

А – серая
а – черная
I – не подавляет окраску
i – подавляет окраску

Р и F – ?

Решение

Окраска шерсти у мышей определяется двумя парами неаллельных генов, взаимодействующих по типу эпистаза; геном-подавителем является рецессивный аллель i (рецессивный эпистаз). Скрещиваются серые мыши, все гибриды оказались окрашенными, то есть среди них нет ни одного носителя генотипа «рецессивная гомозигота» по гену i. Из этого следует вывод о том, что родительские особи были оба (или один из них) носителями генотипа II. Поскольку при скрещивании носителей доминантного признака (серый цвет) часть гибридов оказались черными (рецессив), то обе серые родительские особи были гетерозиготными по аллелю серой окраски.

Ответ: Р – АаII × АаII; F – AI (серые); aaII (черные).

Задача № 5. У пастушьей сумки плоды бывают треугольной формы и овальной. Форма плода определяется двумя парами несцепленных неаллельных генов. В результате скрещивания двух растений в потомстве оказались особи с треугольными и овальными стручочками в соотношении 15:1. Определите генотипы и фенотипы родителей и потомков.

Дано:

А1 и А2 – треугольная
а1 и а2 – овальная

Р и F – ?

Решение

В задаче речь идет о полимерном взаимодействии двух генов, причем признак, определяемый ими, не усиливается с увеличением количества доминантных аллелей. Расщепление среди гибридов в соотношении 15:1 получится при скрещивании двух дигетерозигот.

Ответ: Р – А1а1А2а2  × А1а1А2а2; F – А1А2, А1а2, а1А2 (треугольные); а1а2 (овальные).

Задача № 6. Степень пигментации кожи определяется двумя парами генов. В соответствии с этим по данному признаку людей можно условно разделить на 5 фенотипов: А1А1А2А2 (негры), А1А1А2а2 или А1а1А2А2 (темные мулаты), А1а1А2а2, а1а1А2А2 или А1А1а2а2 (средние мулаты), А1а1а2а2 или а1а1А2а2 (светлые мулаты) и а1а1а2а2 (белые). Сын белой женщины и негра женился на белой женщине. Может ли ребенок от этого брака быть темнее своего отца?

Дано:

А1 и А2 – пигмент
а1 и а2 – отсутствие пигмента

F – ?

Решение

Ребенок от брака негра и белой женщины дигетерозиготен, а по фенотипу он будет средним мулатом. Своему ребенку этот индивид может передать не более двух доминантных аллелей. Если он женится на белой женщине, то последняя передаст ребенку только рецессивные аллели, то есть ребенок, родившийся в семье среднего мулата и белой женщины, не может иметь кожу более темную, чем его отец.

Ответ: ребенок, родившийся в семье среднего мулата и белой женщины, не может иметь кожу более темную, чем его отец.

III. Проведение самостоятельной работы

Каждый учащийся получает карточку с текстом генетической задачи и решает ее в тетради.

Задача № 1. Окраска мышей определяется двумя парами неаллельных, несцепленных генов. Доминантный ген одной пары обусловливает серый цвет, его рецессивный аллель – черный. Доминантный ген другой пары способствует проявлению цветности, его рецессивный аллель подавляет цветность. При скрещивании серых мышей между собой получили потомство из 82 серых, 35 белых и 27 черных мышей. Определите генотипы родителей и потомства.

Задача № 2. Красная окраска луковицы лука определяется доминантным геном, желтая – его рецессивным аллелем. Однако проявление гена окраски возможно лишь при наличии другого несцепленного с ним доминантного гена, рецессивный аллель которого подавляет окраску, и луковицы оказываются белыми. Краснолуковичное растение скрещено с желтолуковичным. В потомстве оказались особи с красными, желтыми и белыми луковицами. Определите генотипы родителей и потомства.

Задача № 3. Белое оперение кур определяется двумя парами несцепленных неаллельных генов. В одной паре доминантный ген определяет окрашенное оперение, рецессивный – белое. В другой паре доминантный ген подавляет окраску, рецессивный – не подавляет окраску. При скрещивании белых кур получено потомство из 1680 цыплят. 315 цыплят были окрашенные, остальные белые. Определите генотипы родителей и окрашенных цыплят.

Задача № 4. Белое оперение кур определяется двумя парами несцепленных неаллельных генов. В одной паре доминантный ген определяет окрашенное оперение, рецессивный – белое. В другой паре доминантный ген подавляет окраску, рецессивный – не подавляет. На птицеферме скрещивали белых кур с пестрыми и получили: белых цыплят – 5055, окрашенных – 3033. Определите генотипы родителей и потомства.

Задача № 5. Белое оперение кур определяется двумя парами несцепленных неаллельных генов. В одной паре доминантный ген определяет окрашенное оперение, рецессивный – белое. В другой паре доминантный ген подавляет окраску, рецессивный – не подавляет. От скрещивания кур белой и пестрой окраски получено 915 пестрых и 916 белых цыплят. Определите генотипы родителей и потомства.

Задача № 6. Форма плодов у тыквы может быть сферической, дисковидной и удлиненной и определяется двумя парами несцепленных неаллельных генов. При скрещивании двух растений со сферической формой плода получено потомство из растений, дающих только дисковидные плоды. При скрещивании дисковидных тыкв между собой получилось потомство из растений, дающих все три формы плода: с дисковидными плодами – 9, со сферическими – 6, с удлиненными – 1. Определите генотипы родителей и потомства первого и второго поколений.

Задача № 7. Форма плодов у тыквы может быть сферической, дисковидной и удлиненной и определяется двумя парами несцепленных неаллельных генов. При скрещивании дисковидных тыкв с растениями, дающими удлиненные плоды, в потомстве получено соотношение: 1 дисковидный и 1 удлиненный. Определите генотипы скрещиваемых растений и их потомства.

Задача № 8. Форма плодов у тыквы может быть сферической, дисковидной и удлиненной и определяется двумя парами несцепленных неаллельных генов. При скрещивании дисковидных тыкв со сферическими получено потомство, наполовину состоящее из растений с дисковидными плодами, наполовину – со сферическими. Определите генотипы скрещиваемых растений и их потомства.

Задача № 9. У попугайчиков-неразлучников цвет перьев определяется двумя парами несцепленных неаллельных генов. Сочетание двух доминантных аллелей (хотя бы по одному из каждой пары) определяет зеленый цвет, сочетание доминантного аллеля из одной пары и рецессивных аллелей из другой определяет желтый или голубой цвет, рецессивные особи по обеим парам имеют белый цвет. При скрещивании зеленых попугайчиков-неразлучников между собой получено потомство из 55 зеленых, 18 желтых, 17 голубых и 6 белых. Определите генотипы родителей и потомства.

Задача № 10. У попугайчиков-неразлучников цвет перьев определяется двумя парами несцепленных неаллельных генов. Сочетание двух доминантных аллелей (хотя бы по одному из каждой пары) определяет зеленый цвет, сочетание доминантного аллеля из одной пары и рецессивных аллелей из другой определяет желтый или голубой цвет, рецессивные особи по обеим парам имеют белый цвет. Зоопарк прислал заказ на белых попугайчиков. Однако скрещивание имеющихся на ферме зеленых и голубых особей не давало белых попугайчиков. Определите генотипы имеющихся на ферме птиц.

IV. Домашнее задание

Закончить подготовку к семинарскому занятию № 3 по теме: «Генетика человека».

Категория: КОНСПЕКТЫ УРОКОВ БИОЛОГИИ | Добавил: admin | Теги: биология в школе, урок биологии, учителю биологии, конспект урока биологии, поурочные планы уроков биологии, открытый урок биологии, экология
Просмотров: 849 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Поиск

РАЗВИТИЕ БИОЛОГИИ

БИОЛОГИЧЕСКИЕ СПРАВОЧНИКИ
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Вход на сайт


    Copyright MyCorp © 2020
    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru