Среда, 01.04.2020
                       


МЕНЮ
УЧИТЕЛЮ БИОЛОГИИ
К УРОКАМ БИОЛОГИИ
ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР РАСТЕНИЙ
В МИРЕ ЖИВОТНЫХ
АНАТОМИЯ БЕЗ ТАЙН И ЗАГАДОК
ИНТЕРЕСНО УЗНАТЬ
БИОЛОГИЧЕСКАЯ РАЗВЛЕКАЛОВКА
Категории раздела
ВВЕДЕНИЕ В БИОЛОГИЮ [66]
ЭКОЛОГИЕ ТРОПЫ [19]
РЕКОРДЫ В МИРЕ ЖИВОТНЫХ [94]
ЗНАКОМЬТЕСЬ, ЭТО УЛИТКИ [7]
ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР РАСТЕНИЙ [76]
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ К УРОКАМ [168]
УВЛЕКАТЕЛЬНО О МИКРОБИОЛОГИИ [29]
ОНЛАЙН-УЧЕБНИКИ [306]
ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ В 11 КЛАССЕ [142]
УДИВИТЕЛЬНЫЕ ЖИВОТНЫЕ [23]
ЧЕЛОВЕК [361]
ОНЛАЙН-ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ [90]
ШКОЛЬНИКАМ О ДНК [73]
ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ К УРОКАМ БИОЛОГИИ. 8 КЛАСС [62]
ТИПОВЫЕ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ГИА [11]
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ К УРОКУ БИОЛОГИИ [18]
РАСТЕНИЯ. ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ МИР [19]
КОНСПЕКТЫ УРОКОВ БИОЛОГИИ [82]
ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО БИОЛОГИИ [27]
РАСТЕНИЯ И ЧИСТОТА ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ [0]
ЛЕКЦИИ ПО ОБЩЕЙ БИОЛОГИИ [25]
БИОЛОГИЧЕСКИЕ КРОССВОРДЫ [54]
АТЛАС ЮНОГО БИОЛОГА [88]
ЭКОЛОГИЯ ЖИВОТНЫХ [46]
ЖИВОТНОЕ ИЛИ РАСТЕНИЕ. ВВЕДЕНИЕ В НАУКУ О ЖИЗНИ [9]
УЧЕБНЫЕ ФИЛЬМЫ ПО БИОЛОГИИ [23]
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ ЖИВОТНЫХ [23]
РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К УРОКАМ ОБЩЕЙ БИОЛОГИИ В 10-11 КЛАССАХ [0]
БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОПЫТЫ [34]
ПОДГОТОВКА К ИТОГОВОЙ ПРОВЕРКЕ ЗНАНИЙ ПО КУРСУ БИОЛОГИИ [68]
КАК БАКТЕРИИ СДЕЛАЛИ НАШ МИР ОБИТАЕМЫМ [0]
ГЕНЕТИКА [95]
МОРСКИЕ РАКОВИНЫ [60]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Файлы » КОНСПЕКТЫ УРОКОВ БИОЛОГИИ

Урок биологии "Человек: генотип + биография"
27.04.2015, 09:21

Цель: интегрировать русский язык и биологию: по русскому языку повторить алгоритм работы над частью "С” ЕГЭ и подготовиться к сочинению по прочитанному тексту, по биологии закрепить важные научные понятия из области генетики, познакомиться с понятием биоэтика.

Задачи..

Образовательные:

биология:

  • закрепить важные научные термины биологии, познакомиться с учеными – генетиками и проанализировать их высказывания;
  • познакомиться с направлением молекулярной биологии – генной инженерией.
  • закрепить общеучебные умения и навыки работы с дополнительной литературой, и интернет-ресурсами;

русский язык:

  • закрепить алгоритм работы над частью "С” ЕГЭ ;
  • повторить основные понятия – критерии, необходимые в сочинении;
  • подготовиться к сочинению по прочитанному тексту.

Развивающие:

  • формировать умение работать в режиме интерактива;
  • развивать умение проектной деятельности - рассказать об указанном предмете языком своих способностей;
  • развивать умение анализировать текст, обобщать материал, давать монологический ответ.

Воспитательные:

  • воспитывать уважение к традиционной культуре родного края;
  • способствовать воспитанию нравственной, социально адаптированной личности школьника.

Оборудование:

  • портреты Ломоносова, Бунина, Менделеева,
  • алгоритм выполнения работы части "С”,
  • мультимедийный проектор,
  • пижемская ложка, елка, трафареты елочных украшений (шишки и шары),
  • презентация,
  • линейка, карандаш, клей, краски, карандаши, крупа-пшено, вермишель, ножницы, расческа, мишура.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Индуктор.

Первый – учитель биологии. Перед вами пижемская ложка – образец народного декоративно – прикладного творчества.

Второй – учитель русского языка. Что мы можем рассказать об этом предмете языком разных наук?

  • Пижемская ложка сделана из дерева – область биологии.
  • Расписана красками – химия.
  • Дерево и краски экологичеки чистые – экология.
  • Декоративно-прикладное творчество – рисунок, сам предмет.
  • Стихотворение О. Чупрова "Пижемская ложка” - литература.

(Зачитывается отрывок из стихотворения О. Чупрова)

Второй.

Я такой не стану, право,
Кашу есть и щи хлебать!
Этой ложечке поправу
Красный угол занимать!

- Вот как о ложке сказал наш земляк Олег Чупров:

Первый. На этом примере мы убедились, как тесно соприкасаются разные науки. Можно соединить несоединимое.

Второй. Сегодня мы попытаемся интегрировать русский язык и биологию. Что такое интеграция? (Зачитывается словарная справка)

Интеграция – это процесс сближения и связи наук, происходящий наряду с процессом их дифференциации.

Первый. Тема сегодняшнего урока: "Человек: генотип плюс биография” (использование научных понятий в подготовке к сочинению по прочитанному тексту).

Второй. На сегодняшнем уроке нам необходимо: по русскому языку: повторить алгоритм работы над частью "С” ЕГЭ и подготовиться к сочинению по прочитанному тексту, что будет вашим домашним заданием.

Первый. По биологии: закрепить важные научные понятия из области генетики, познакомиться с понятием биоэтика.

Второй. Вы пришли на ЕГЭ.

- Какое первое умение вы должны соблюдать при выполнении заданий.

1) Внимательно читать (открывается первое правило, закрепленное на доске).

- Звучит текст. 

- Какой второй момент вам необходимо учесть при написании сочинения?

2) Определяем стиль. (Открывается второе правило, закрепленное на доске)

- Стиль научно-публицистический.

- Что позволило сделать вывод о научной публицистике?

- В тексте есть научные термины, такие как наследственность, генотип, геном, признак, фамилии ученых – генетиков Феодосий Добжанский, И.И. Иванов.

Первый. Давайте закрепим эти важные научные понятия, с которыми мы знакомились на предыдущих уроках.

Ген — структурная и функциональная единица наследственности, контролирующая развитие определенного признака или свойства.

Термин "Ген" впервые предложил В. Иогансен в 1909 для обозначения дискретных наследственных. факторов, открытых Г. Менделем в 1865.

В 1910-1920 гг. американский ученый Томас Морган сформулировал хромосомную теорию наследственности, согласно которой гены располагаются в хромосомах в линейном порядке, каждый ген занимает в хромосоме определенное место и влияет на формирование определенного признака.

Дальнейшие исследования внесли существенные поправки и дополнения в хромосомную теорию наследственности и углубили знания о гене.

Большинство генов влияет не на один признак организма, а на несколько, то есть обладает множественным действием.

Признак – какое – либо качество организма, по которому его можно отличить от другого. Признак записан, и храниться на молекулах ДНК в виде первичной структуры белка.

Геном - термин был предложен в 1920 немецким биологом Г. Винклером.

Геном - совокупность генов, содержащихся в гаплоидном (одинарном) наборе хромосом данного организма. Диплоидные организмы содержат 2 генома - отцовский и материнский. Как правило, геномы, полученные от отцовской и материнской гамет, гомологичны. Под абсолютной гомологией двух геномов понимают совпадение линейного расположения генов в каждой хромосоме. Наличие такого совпадения обеспечивает возможность нормальной конъюгации хромосом в мейозе и появление новых признаков у потомства.

- Совокупность генов, которую организм получает от родителей - генотип.

Генотип представляет собой сложную и целостную систему – генотипическую среду, в которой работа и реализация каждого гена зависят от влияния других генов.

Особи с одинаковым генотипом, развивающиеся в разных условиях внешней среды, могут иметь различные фенотипы (совокупность внешних и внутренних признаков).

- Обратите внимание на слова: "Организм получает от родителей – генотип. Особи с одинаковым генотипом, развивающиеся в разных условиях внешней среды, могут иметь различные фенотипы (совокупность внешних и внутренних признаков)”.

- Заслуживают внимания слова Ф. Добжанского: "Человек таков, каков он есть, потому что его генотип плюс вся его биография сделали его таким. Я употребил слово "биография”, а не "среда”, потому что в некоторой степени человек сам делает себя таким, каким он хочет быть, разумеется, в рамках ограничений накладываемых внешней средой”.

Второй. Следующий шаг - важнейший аспект вашего сочинения.

3) Определить проблему. (Открывается третье правило, закрепленное на доске)

- Что такое проблема?

Проблема – противоречие, вопрос, на который автор отвечает данным текстом.

Сформулируйте проблему в виде вопросительного предложения.

- Что влияет на развитие способностей – наследственность или воспитание?

Первый. Что такое наследственность?

- Наследственность – это … (Зачитывается справка)

Второй. Проблема сформулирована. Каков следующий шаг.

4. Комментарий к проблеме. (Открывается четвертое правило, закрепленное на доске)

- Что такое комментарий?

Запишите комментарий к поставленной проблеме.

- На какие авторитетные мнения ссылается автор текста?

- На ученого – генетика Феодосия Добжанского и директора медико-генетического центра И.И. Иванова.

Первый. Кто такой Ф.Добжанский?

Феодосий Григорьевич Доб(р)жанский (мать Софья Васильевна Войнарская внучатая племянница Ф.М.Достоевскому – внучка родной сестры писателя). Он очень гордился этим родством.

Справка:

Годы жизни: родился 25 января 1900, умер 18 декабря 1975 (75 лет).

Место рождения: Немиров, Российская империя.

Место смерти: Дэвис, США.

Страна: Российская империя, США.

Научная сфера: Генетика.

Место работы: Калифорнийский университет в Дэвисе.

Альма-матер: Киевский университет.

Научный руководитель: Лучник Виктор Николаевич, Филипченко Юрий Александрович.

Награды и премии: Национальная научная медаль США (1964 г.).

- На вопрос: "Что получится если появиться возможность анализировать индивидуальный геном человека подобно, например, анализу крови”?

И.И.Иванов отвечает: "Мы наверняка узнаем, что у этого человека есть задатки, чтобы развить одну из ста тысяч версий, которые из него в принципе могут развиться и не развивать другие сто тысяч версий, которые не дадут положительного результата”.

Это интервью директора медико-генетического центра И.И. Иванова свидетельствует о развитии генной инженерии.

Генная инженерия – это отрасль молекулярной биологии, которая изучает направленное изменение биологической информации клеток или организмов для получения живых существ с запрограммированным фенотипическим признаком.

Методы генной инженерии позволяют диагностировать генетические заболевания,   создавать  ДНК-вакцины, проводить генотерапию различных заболеваний и сообщать организму новые уникальные

  • генетические,
  • биохимические, а затем и
  • физиологические свойства.

Используя методы генной инженерии, мы можем создать монстров, уродов и т.д.

1 - Не будут ли нас окружать подобные уродцы?

Биоэтика – наука об этичном отношении ко всему живому, в том числе и к человеку.

Регламентирует поведение людей по отношению друг к другу в условиях применения высоких технологий, способных изменить тело, психику или (особенно) потомство.

- Это направление в науке чревато последствиями и поэтому строго регламентируется законом.

Второй. Следующий критерий.

5. Авторская позиция. (Открывается пятое правило, закрепленное на доске)

- Каково отношение автора к проблеме?

- Как доказывает свое мнение автор?

- Автор считает, что наследственному признаку надо помочь развиться. Это зависит от самого человека. История знает немало случаев, когда люди поднимались до высот мастерства ценой собственных усилий.

Первый. Наследственность определяет задатки, а все остальное зависит от самого человека.

- Автор приводит примеры из жизни Менделеева, Бунина, Ломоносова.

- Где в кабинете находятся портреты этих известных людей? Покажите взглядом. (Физминутка №1)

Второй. Эти люди сумели мобилизоваться, чтобы достичь высот мастерства, но не менее важной является способность расслабляться.

- Давайте подмигнем соседу и улыбнемся. (Физминутка № 2)

- Мы говорим о способностях. Какие человеческие способности принято выделять?

- Назовите основные:

  • математические,
  • гуманитарные,
  • химико-биологические,
  • технологические.

(Данные способности написаны на листочках и раскладываются на столы)

Первый. А какими способностями обладаете вы? Пересядьте, пожалуйста, в группы по способностям.

Второй. Перед вами елка. Расскажите о ней языком своих способностей. (Создают проект "Мои способности…”)

Второй. Какое следующее правило вы должны соблюдать при написании сочинения.

6. Какова ваша позиция? (Открывается шестое правило, закрепленное на доске)

- Что по этому поводу думают наши гости?

Первый. Поднимите руку, кто согласен с мнением автора.

Второй. Каким будет следующий шаг?

7. Аргументы. (Открывается седьмое правило, закрепленное на доске)

- С этим вы будете работать дома.

- Откуда взять доказательную базу?

- Русское зарубежье - Питирим Сорокин; Ф. Добжанский; А. В. Журавский; А.М. Горький; Ф.М. Достоевский; герои художественных произведений (Базаров, герои Толстого и др.)

Итог: мы подводим итог интегрированного урока.

- Напишите, какие учебные понятия, термины по предметам, имена ученых остались после интегрированного урока. С чем вы покидаете урок? (На столе лежат бумажные елочные украшения (шишки) одна на группу)

Первый и второй. Выставление оценок.

Рефлексия:

Второй. Завершим урок синквейном:

  • слово – существительное;
  • два прилагательных;
  • три глагола;
  • наречия, междометия;
  • фраза – предложение. (На столе лежат бумажные елочные украшения (шары) на каждого учащегося). Запишите синквейн на шары и украсьте елку.
Категория: КОНСПЕКТЫ УРОКОВ БИОЛОГИИ | Добавил: admin | Теги: биология в школе, урок биологии, учителю биологии, конспект урока биологии, поурочные планы уроков биологии, открытый урок биологии, экология
Просмотров: 521 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Поиск

РАЗВИТИЕ БИОЛОГИИ

БИОЛОГИЧЕСКИЕ СПРАВОЧНИКИ
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Вход на сайт


    Copyright MyCorp © 2020
    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru