Воскресенье, 05.04.2020
                       


МЕНЮ
УЧИТЕЛЮ БИОЛОГИИ
К УРОКАМ БИОЛОГИИ
ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР РАСТЕНИЙ
В МИРЕ ЖИВОТНЫХ
АНАТОМИЯ БЕЗ ТАЙН И ЗАГАДОК
ИНТЕРЕСНО УЗНАТЬ
БИОЛОГИЧЕСКАЯ РАЗВЛЕКАЛОВКА
Категории раздела
ВВЕДЕНИЕ В БИОЛОГИЮ [66]
ЭКОЛОГИЕ ТРОПЫ [19]
РЕКОРДЫ В МИРЕ ЖИВОТНЫХ [94]
ЗНАКОМЬТЕСЬ, ЭТО УЛИТКИ [7]
ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР РАСТЕНИЙ [76]
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ К УРОКАМ [168]
УВЛЕКАТЕЛЬНО О МИКРОБИОЛОГИИ [29]
ОНЛАЙН-УЧЕБНИКИ [306]
ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ В 11 КЛАССЕ [142]
УДИВИТЕЛЬНЫЕ ЖИВОТНЫЕ [23]
ЧЕЛОВЕК [347]
ОНЛАЙН-ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ [90]
ШКОЛЬНИКАМ О ДНК [73]
ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ К УРОКАМ БИОЛОГИИ. 8 КЛАСС [62]
ТИПОВЫЕ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ГИА [11]
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ К УРОКУ БИОЛОГИИ [18]
РАСТЕНИЯ. ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ МИР [19]
КОНСПЕКТЫ УРОКОВ БИОЛОГИИ [82]
ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО БИОЛОГИИ [27]
РАСТЕНИЯ И ЧИСТОТА ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ [0]
ЛЕКЦИИ ПО ОБЩЕЙ БИОЛОГИИ [25]
БИОЛОГИЧЕСКИЕ КРОССВОРДЫ [54]
АТЛАС ЮНОГО БИОЛОГА [88]
ЭКОЛОГИЯ ЖИВОТНЫХ [46]
ЖИВОТНОЕ ИЛИ РАСТЕНИЕ. ВВЕДЕНИЕ В НАУКУ О ЖИЗНИ [9]
УЧЕБНЫЕ ФИЛЬМЫ ПО БИОЛОГИИ [23]
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ ЖИВОТНЫХ [23]
РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К УРОКАМ ОБЩЕЙ БИОЛОГИИ В 10-11 КЛАССАХ [0]
БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОПЫТЫ [34]
ПОДГОТОВКА К ИТОГОВОЙ ПРОВЕРКЕ ЗНАНИЙ ПО КУРСУ БИОЛОГИИ [68]
КАК БАКТЕРИИ СДЕЛАЛИ НАШ МИР ОБИТАЕМЫМ [0]
ГЕНЕТИКА [95]
МОРСКИЕ РАКОВИНЫ [60]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Файлы » КОНСПЕКТЫ УРОКОВ БИОЛОГИИ

Урок биологии "Отдел голосеменные. Разнообразие и значение голосеменных"
09.11.2015, 17:44

Цели урока.

1) Продолжить формировать представление о голосеменных растениях, познакомить с разнообразием голосеменных.

2) Раскрыть экологическую роль голосеменных растений, приспособленность голосеменных к жизни в суровых условиях.

3) Показать их роль в природе, использование их человеком.

Педагогические технологии и приёмы, используемые на уроке: ИКТ, игровые технологии, "Лишняя картинка”, "Закончить предложения”, загадки, викторина.

Ход урок

1. Организационный момент. Введение в тему урока. 

Звучит музыка.

Учитель биологии: Давайте представим себе новогоднюю елку. Только не искусственную, а натуральную, лесную. Чувствуете, как пахнет хвоя? Она пахнет смолой, лесом, свежестью! Такой замечательный запах бывает только у хвойных.

Сегодня мы обобщим знания о строении, многообразии и значении голосеменных растений. Давайте выполним задание: вспомните признаки голосеменных растений, и из полученных букв сложите название представителя голосеменных.

Задание №1

Давайте вспомним признаки растений, относящихся к этому отделу.

А – образуют плоды

Б – для оплодотворения нужна капля воды

В – имеются трахеиды

Д – имеют все жизненные формы.

Е – не образуют плодов

И – мужские гаметы – сперматозоиды

Й – мужские гаметы спермии

К – чаще всего вечнозеленые

О – оплодотворение без участия воды

Р – имеются сосуды

С – размножаются семенами.

П – размножаются спорами

Я – листья игольчатые, слегка уплощенные

Отгадайте название растения, относящееся к этому отделу. (Название растения – секвойя)

2. Изучение нового материала

Учителя знакомят учащихся с многообразием голосеменных растений.

"А знаете ли вы, что….” (рассказ учащегося о секвойе) Задание дано учащемуся заранее. 

Замечательна секвойя тем, что является самым высоким деревом в мире. Секвойя высотой в 60 метров (два десятиэтажных дома, поставленных друг на друга) – обычное дело. Но экземпляры выше 90 метров – тоже не редкость.

Секвойя относится к хвойным и, значит, одним из самых древних растений Земли. Известно, что появилась она на свете около 208 млн. лет назад. В настоящее же время увидеть секвойю можно, в основном, лишь на небольшом участке штата Калифорния. Возможно, она бы распространилась и дальше в глубь Северной Америки. Но, к сожалению, чтобы жить этому дереву нужно очень много воды. Или, во всяком случае, ему необходимо место, в котором часто бывают туманы. Поэтому далеко от океанского берега секвойя не уходит.

Это и не удивительно, если принять во внимание размеры растения. Удивительно другое – сами эти размеры.

Высота 112 м, возраст дерева 2000 лет, вес 720 тонн, толщина коры 30,5 см диаметр ветвей - 1,5 м, Диаметр основания ствола от 6 метров, размер семени – размером с семя помидора.

Учитель биологии:

И секвойя, и мамонтовое дерево являются реликтовыми формами.

Какие еще голосеменные растения вы знаете? (Ответы учащихся)

Учитель биологии:

Голосеменные растения делятся на классы:

Хвойные – самый многочисленный класс, класс саговниковые, класс гнетумы, класс гингковые.

Гингко – древнее голосеменное растение, ныне сохранилось только в Японии, Корее, Китае. По лесам из гингко когда-то прогуливались динозавры. Это красивые деревья, высотой до 30м, со светлым стволом, листья похожи на веера треугольной формы.

Учитель экологии:

Саговники, их расцвет приходится на эпоху динозавров. Их обычно называют саговыми пальмами.

Внешне это пальмовидные деревья от 1 до 7 метров в высоту, перистые листья длиной до 5-6 метров отходят прямо от корневища. На верхушках стеблей развиваются огромные шишки (до 1 метра).

Учитель биологии:

Гнетумы – это лианы, кустарники. Редко деревья. Листья большие с сетчатым жилкованием. Вельвичия удивительная растет в пустыне Намиб, где дождей не бывает по году. Растение напоминает пень, от которого отходят два лентовидных листа, достигающих 6м в длину и 1,8 м в ширину. Они нарастают от основания, расщепляясь на ленты. Возраст листа достигает 2000 лет.

А о представителях хвойных мы поговорим подробно на уроке. У нас в стране встречаются из хвойных: сосна, ель, лиственница, пихта, сибирская сосна, можжевельник, кипарис, туя. Их можно отличить по строению хвои, шишек.

Игра "Лишняя картинка”

Какое из предложенных растений лишнее и почему? (Можжевельник)

"А знаете ли вы, что…” (рассказ учащегося о можжевельнике)

Можжевельник – это не только единственный хвойный кустарник наших лесов, он – единственный родственник теплолюбивых кипарисов, живущий у нас.

Он неприхотлив: ни засухи не боится, ни мороза, растет и на заболоченной почве, и на сухих песках.

Пожалуй, издали можжевельник можно принять за молодую елочку. Но стоит приглядеться, не спутаешь. У елки колючие хвоинки сидят густо, одна за другой, а у можжевельника – более редко, но зато по сразу три.

На его ветвях не шишки, а висящие на короткой ножке ягоды. Правда, это видоизмененные шишки, но с виду ягоды как ягоды – так их и называют. Размером они с большую горошину, на вкус сладковато-пряные.

Ягоды можжевельника зимой очень выручают многих пернатых обитателей леса. А птицы, в свою очередь, выручают можжевельник – расселяют его.

Не только птицы, но и люди издавна ценили ягоды хвойного кустарника (в старину его называли вересом). Их использовали как приправу к всевозможным кушаньям, для приготовления кваса и других напитков. Кроме того, это лекарственное растение.

Люди издавна заметили, если ветками можжевельника натереть полы и стены, то исчезнут паразиты. А во время эпидемий дымом можжевельника окуривали избы. Это объясняется тем, что это растение выделяет фитонциды, убивающие микробов. Можжевельник выделяет их больше других растений. Только за сутки можжевеловый куст может выделить до 30 кг фитонцидов, что в 15 раз больше, чем гектар лиственного леса.

Одни считают, что это кустарник назвали так потому, что он растет между елей, вроде бы "межельник”. Другие полагают, что название произошло от старого слова "можжа”, что означает "узел”. Кто прав, сказать трудно, но и то, и другое предположение может быть правильным: можжевельник действительно часто растет среди елей, и ветки его действительно узловаты. Поэтому древесина этого кустарника, хотя и прочная, и красивая, используется разве что для каких-нибудь небольших поделок.

Учитель экологии: Ребята, что такое фитонциды? Фитонциды – это летучие вещества, губительно действующие на бактерии.

Учитель экологии: Во время проведения Всемирного лесного конгресса в 1960году в Сиэтле (США) лесоводы 96 стран решили заложить парк Дружбы народов. Где представитель каждой страны должен посадить свое национальное дерево. Какое дерево было выбрано нашей делегацией? (Лиственница)

Лиственница – это основная лесообразующая порода тайги. Лиственница всегда была символом России.

"А знаете ли вы,что…” (рассказ учащегося о лиственнице)

Почти половину наших лесов занимает это дерево. Она очень долговечна. Живет 400-500 лет, а некоторые деревья и до 700-900 лет. Хорошо сохраняется она и после смерти.

Зная о стойкости лиственницы, во время строительства Петербурга, который предстояло возвести на болоте, Петр 1 приказал вбивать в землю лиственничные бревна. Древесина лиственницы к тому же никогда не коробится, поэтому в Зимнем дворце рамы сделаны из лиственницы.

Во времена парусного флота лиственница считалась лучшим материалом для постройки кораблей.

Лиственница дает ценнейшую смолу – живицу, которую используют в лакокрасочной промышленности.

Почему же ботаники назвали ее лиственницей? Они подметили очень важное свойство этого дерева: в отличие от других хвойных, лиственница осенью сбрасывает все свои иголки и зиму стоит голая, как осина или береза.

Есть у лиственницы еще одна особенность. Ее хвоинки не колются, они мягкие, шелковистые.

Лиственница особенно хороша ранней весной, когда за 1-2 теплых дня расцвечивается щеточками ярко-зеленых хвоинок. На их фоне огоньками загораются красноватые, розоватые или зеленые шишечки и желтые колосочки.

Это очень светолюбивая и холодостойкая порода. Она может расти на сухих песках, каменистых и заболоченных почвах.

Учитель экологии: Ребята, что такое живица? Живица – это смола голосеменных растений. У всех хвойных образуется смола. Польза выделения смолы для дерева несомненна. Смола быстро появляется в местах повреждения ствола, заживляет раны. Отсюда и название смолы – "живица”

Из всех хвойных наибольшие площади лесов нашей страны заняты сосновыми борами (25%) и еловыми лесами (17%).

"Заморочки” из елочки. (Экологическая викторина)

На искусственной елке развешаны вопросы, на которые учащиеся отвечают по желанию

Учитель экологии: Сейчас мы проведем экологическую викторину. Как вы думаете, почему мы сейчас рассмотрим голосеменные с точки зрения экологии. Что изучает экология?

Давайте выясним, как голосеменные приспосабливаются к абиотическим факторам.

Вопросы викторины.

1) Известно, что у сосны, растущей в лесу, нижние ветки очень быстро отмирают, тогда, как у ели в таких же условиях почти полностью сохраняются в течение жизни. Объясните: почему?

2) А как вы думаете, будет ли внешний вид сосны, выросшей в лесу, отличаться от сосны, выросшей на открытом месте?

3) Хорошо известно, что во время бури ветер выкорчевывает ели, тогда как сосны ломает. Чем объясняется этот факт?

4) Опытный лесовод никогда не станет сажать еловые саженцы на бедных песчаных почвах. А посадит сосну. Почему?

5) "Янтарь есть произведение царства растений” - говорил М.В.Ломоносов, что позволило великому ученому сделать такой вывод? Что вы знаете о янтаре?

6) Как пихта, ель сосна переносят зимнюю засуху?

7) Можжевельник является частым спутником сосны. Почему он погибает, если рядом растет много елей?

8) "Черный ящик”. Шишка какого растения находится в черном ящике. Это высокое дерево. Образующее леса на обширной территории Восточной Сибири и Дальнего Востока. На укороченных побегах – пучки из 5 хвоинок. Дает ценную древесину и крупные съедобные семена, из которых добывают ценное масло.

9) Людям, ослабленным после болезней, особенно легочных, врачи рекомендуют отдыхать в санаториях, располагающихся вблизи сосновых боров. "Там лечит воздух”, - говорят они. Объясните, в чем заключается "целебность” воздуха сосновых боров? (Сообщение учителя о фитонцидах)

10) Во время весенней экскурсии по ботанике, которая проводилась в мае, учащиеся заметили, что все лужи возле школы покрылись тонким желтоватым порошком. "Что за серный дождь прошел?” - удивились ребята. Что им ответил учитель?

Учитель биологии: Какое значение имеют голосеменные растения в природе и жизни человека?

Учащиеся перечисляют значение голосеменных, а затем проверяем со слайдом, где написано значение голосеменных.

Одно из значений голосеменных – эстетическое. Красота этих растений всегда вдохновляла художников, поэтов, музыкантов на создание произведений искусства. Давайте посмотрим на картины наших русских художников, где они показывают красоту и величие этих растений.

Видеофильм "Хвойные растения в картинах великих художников”.

Учитель экологии:

Сосна является биоиндикатором окружающей среды. По хвоинкам сосны определяют чистоту воздуха. Сосна очень чувствительна к ядовитым газам, которые выбрасывают трубы заводов и фабрик. В особенности вреден для нее сернистый газ. Наверно, многие замечали, какой жалкий, угнетенный вид имеют старые сосны в больших городах и поблизости от некоторых заводов. У таких деревьев много сухих отмерших веточек, а те, что остались в живых, покрыты короткой, редкой хвоей. Иногда живой хвои совсем мало. Деревья кажутся больными, погибающими. Сернистый газ, проникая внутрь хвоинок через устьица, вызывает отравление живых тканей. В результате хвоя почти не снабжает дерево органическими веществами.

3. Рефлексия

1) Распределите систематические группы растений в соответствии с их названиями.

Систематические группы Названия
А) царство ель
Б) отдел хвойные
В) класс голосеменные
Г) семейство растения
Д) род ель сибирская
Е) вид сосновые

2) Закончить предложение...

  • Наибольшее количество видов среди современных голосеменных им класс …
  • У хвойных растений листья имеют вид …
  • Семена голосеменных развиваются из …
  • У лиственницы листья живут …
  • Летучие вещества хвойных называются …
  • Смола хвойных называется …
  • Женские шишки сосны расп олагаются …
  • Мужские шишки сосны располагаются …
  • Опыление у голосеменных происходит с помощью …

3) Отгадать загадки.

А) Высока, стройна, душиста,
В небо тянется она.
Вся одежда золотиста,
Только шапка зелена. (Сосна)

Б) Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом -
Чудеса увидишь в нем. (Лес)

В) Есть у этой чудо елки
Неколючие иголки
Но, в отличие от елки
Опадают те иголки. (Лиственница)

Г) Ты – растение, кустарник.
Синь в осенней желтизне.
Дай мне ягодку, растенье,
Подари колючку мне. (Можжевельник)

4. Основные термины урока.

  • Реликт.
  • Стробилы.
  • Живица.
  • Фитонциды.
  • Биоиндикатор.

Работа учащихся по терминам урока.

4. Подведение итогов урока

5. Домашнее задание: подготовится к тесту.
Категория: КОНСПЕКТЫ УРОКОВ БИОЛОГИИ | Добавил: admin | Теги: биология в школе, урок биологии, учителю биологии, конспект урока биологии, поурочные планы уроков биологии, открытый урок биологии, экология
Просмотров: 1599 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Поиск

РАЗВИТИЕ БИОЛОГИИ

БИОЛОГИЧЕСКИЕ СПРАВОЧНИКИ
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Вход на сайт


    Copyright MyCorp © 2020
    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru