Вторник, 31.03.2020
                       


МЕНЮ
УЧИТЕЛЮ БИОЛОГИИ
К УРОКАМ БИОЛОГИИ
ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР РАСТЕНИЙ
В МИРЕ ЖИВОТНЫХ
АНАТОМИЯ БЕЗ ТАЙН И ЗАГАДОК
ИНТЕРЕСНО УЗНАТЬ
БИОЛОГИЧЕСКАЯ РАЗВЛЕКАЛОВКА
Категории раздела
ВВЕДЕНИЕ В БИОЛОГИЮ [66]
ЭКОЛОГИЕ ТРОПЫ [19]
РЕКОРДЫ В МИРЕ ЖИВОТНЫХ [94]
ЗНАКОМЬТЕСЬ, ЭТО УЛИТКИ [7]
ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР РАСТЕНИЙ [76]
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ К УРОКАМ [168]
УВЛЕКАТЕЛЬНО О МИКРОБИОЛОГИИ [29]
ОНЛАЙН-УЧЕБНИКИ [306]
ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ В 11 КЛАССЕ [142]
УДИВИТЕЛЬНЫЕ ЖИВОТНЫЕ [23]
ЧЕЛОВЕК [361]
ОНЛАЙН-ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ [90]
ШКОЛЬНИКАМ О ДНК [73]
ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ К УРОКАМ БИОЛОГИИ. 8 КЛАСС [62]
ТИПОВЫЕ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ГИА [11]
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ К УРОКУ БИОЛОГИИ [18]
РАСТЕНИЯ. ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ МИР [19]
КОНСПЕКТЫ УРОКОВ БИОЛОГИИ [82]
ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО БИОЛОГИИ [27]
РАСТЕНИЯ И ЧИСТОТА ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ [0]
ЛЕКЦИИ ПО ОБЩЕЙ БИОЛОГИИ [25]
БИОЛОГИЧЕСКИЕ КРОССВОРДЫ [54]
АТЛАС ЮНОГО БИОЛОГА [88]
ЭКОЛОГИЯ ЖИВОТНЫХ [46]
ЖИВОТНОЕ ИЛИ РАСТЕНИЕ. ВВЕДЕНИЕ В НАУКУ О ЖИЗНИ [9]
УЧЕБНЫЕ ФИЛЬМЫ ПО БИОЛОГИИ [23]
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ ЖИВОТНЫХ [23]
РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К УРОКАМ ОБЩЕЙ БИОЛОГИИ В 10-11 КЛАССАХ [0]
БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОПЫТЫ [34]
ПОДГОТОВКА К ИТОГОВОЙ ПРОВЕРКЕ ЗНАНИЙ ПО КУРСУ БИОЛОГИИ [68]
КАК БАКТЕРИИ СДЕЛАЛИ НАШ МИР ОБИТАЕМЫМ [0]
ГЕНЕТИКА [95]
МОРСКИЕ РАКОВИНЫ [60]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Файлы » КОНСПЕКТЫ УРОКОВ БИОЛОГИИ

Урок биологии в 11 классе "Жизнь в мифологической, философской и научной картинах мира"
04.09.2015, 10:56

Цель:  показать диалектический характер  процесса познания через рассмотрение понятия жизни  в мифологической, философской, научной картинах мира.

Задачи:

  • дидактические: продолжить формирование представлений и знаний о свойствах  и уровнях организации живого, показать различие во взглядах на процесс происхождения жизни  с точки зрения  различных картин мира;
  • развивающие: развивать умения синтезировать знания из разных наук, обобщать, делать выводы; применять  использование различных технологий при  изучении и обобщении материала;
  • воспитательные:  воспитывать коллективизм и ответственность через работу в группах.

Оборудование:

  1. презентация;
  2. компьютер, мультимедийный проектор;
  3. таблицы;
  4. дидактический материал.

Куда бы ни проник взгляд испытателя природы –
всюду жизнь или зародыш жизни
А. Гумбальдт

Ход урока

1. Вступление, цели и задачи урока.

Видеофрагмент.

1.1. Учитель биологии: Огромен и разнообразен окружающий нас мир природы. Каждый человек пытается познать этот мир и осознать свое место в нем. Чтобы сделать это, мы должны создать научную картину мира, на основе имеющихся у нас знаний из разных областей. Проблема жизни и ее происхождения на Земле вызывала огромный интерес у людей с древних времен, они пытались предложить различные объяснения, порой фантастические.

Восприятие человеком природы и его попытки постичь тайны мироздания прослеживаются с первобытного общества до настоящего времени. Наскальные и пещерные  рисунки  эпохи кроманьонского человека - первые изображения биологических объектов. Культы животных. Мир человека в зеркале мифов и легенд.

1.2. Презентация: признаки живого

Вывод: все перечисленные свойства в своей совокупности характерны  только для живых организмов. В то же время отдельные свойства могут быть и у тел неживой природы. Например: рост кристаллов, у горящей свечи можно наблюдать процесс превращения энергии.   Но они качественно отличаются от подобных процессов в живых организмах.

1.3. Презентация: уровни  организации  живых систем 

Вывод: каждый уровень организации довольно специфичен, имеет свои закономерности, свои методы исследования. Выделение отдельных уровней организации жизни в некоторой степени условно, так как они связаны между собой и вытекают один из другого, что говорит о целостности природы.

1.4.Самостоятельная работа № 1. 

2. Учитель обществознания.

Философское и мифологическое понимание жизни.

2.1. Вопрос: Что такое философия? Когда возникла философия?

Ответ: Само слово «философия» возникло на базе двух древнегреческих слов: «любовь» и «мудрость». В буквальном переводе «философия» означает «любовь к мудрости» (или «любомудрие», как называли ее ранее на Руси). По преданию, первым слова «философия» и «философ» («любящий мудрость») употребил Пифагор. Он говорил, что мудрость присуща только богам, а все, что может человек, — это стремиться к мудрости, любить ее. Зародилась философия в середине I тыс. до н.э. в трех древних ци­вилизациях: Древней Греции, Древней Индии и Древнем Китае, причем произошло это в данных странах независимо друг от друга. Во всех регионах философия возникла на базе мифологии. Попытки рацио­нального осмысления мира и человека привели к формированию сна­чала предфилософии, а затем и самой философии. В других регионах философия возникла значительно позднее и раз­вивалась на базе философских учений одной из этих трех стран.

Вначале философия была нерасчленённым учением, включающим в себя все знания о внешнем мире, мышлении и познании. По мере накопления и развития знаний о природе и обществе происходит дифференциация наук. В связи с успешным их развитием философия, пытаясь объяснить все сложные явления мира, стала играть как бы роль «науки наук». Однако в настоящее время вряд ли можно согласиться с такой характеристикой философии. Ведь философия имеет свой предмет изучения.

Что представляет собой мир в целом, каково место человека в мире, как человек познаёт мир, в чём сущность человеческого бытия – на все эти и подобные вопросы призвана и может ответить только философия. Наиболее общие, или универсальные, законы развития природы, общества и мышления составляют предмет философии. Частные же законы являются предметом изучения других наук. Философия в своих выводах исходит из достижений естественных и общественных наук. В свою очередь частным наукам она даёт общий метод познания, подхода к фактам. Поэтому философию можно определить как науку о всеобщих закономерностях, которым подчинены как бытие (природа и общество), так и мышление человека, процесс познания.

Вопрос: Назовите основные законы философии.

Ответ: Это законы диалектики : закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количественных изменений  в качественные; закон отрицания отрицания.

2.2. Учитель обществознания: Поскольку в философии за ее длительную историю сформировалось большое количество различных уче­ний, то среди них на тех или иных основаниях можно выделить различные группы, школы или течения. В онтологии важнейшими являются две классификации на основании характеристики первоначал бытия: по количеству и качеству

Монизм — философское учение, в котором признается существова­ние только одного первоначала бытия. Монистами являются все последовательные материалисты (Демок­рит, Дидро, Гольбах, Маркс) и все последовательные идеалисты (Авгус­тин, Фома Аквинский, Гегель).

Дуализм — философское учение, в котором признается существо­вание двух первоначал бытия (чаще всего — материального и идеаль­ного). Первый последовательный дуалист — Аристотель. К числу дуалис­тов относят также Декарта и Канта.

Плюрализм — философское учение, в котором признается суще­ствование многих (более двух) первоначал бытия. В основном плюрализм встречался в философии Древнего мира: например, Эмпедокл признавал в качестве первоначал четыре стихии (Земля, Огонь, Вода, Воздух) и две силы (Любовь и Вражда).

Исходя из качества первоначал, различают материализм и идеализм.

Вопрос:  Что такое материализм?  Чем материализм отличается от идеализма? Какой закон диалектики проявляется во взаимоотношениях материализма и идеализма?

Ответ 1: Материализм — это течение в философии, в котором в качестве первоначала бытия признается материя (природа). В Индии материализм с древнейших времен развивался в школе Чарвака, в европейской философии у его истоков стоит Демокрит, но значительную роль материализм стал играть только начиная с эпохи Просвещения (Дидро, Гольбах, Фейербах, Маркс и т.д.).

Ответ 2: Идеализм — это течение в философии, в котором в качестве перво­начала бытия признается некая идеальная сущность. Закон единства и борьбы противоположностей, ведь материализм и идеализм — два противоположных, проти­воречащих друг другу направления.

Вопрос: Внутри идеализма существуют два крупных течения. Назовите их.

Ответ 1: Объективный идеализм — это течение в философии, в котором в качестве первоначала бытия признается некая идеальная сущность, существующая объективно, т.е. вне и не зависимо от человеческого сознания (Бог, Абсолют, Идея, Мировой ум и т.п.). Объективный идеализм зародился и развивался во многих школах Древнего мира: в Индии (все ортодоксальные школы), в Китае (конфу­цианство, даосизм), в Греции и Риме (Пифагор, Платон, неоплатоники и др.), а затем в эпоху Средневековья, Возрождения и Нового времени. Свою последовательную и завершенную форму он обрел в немецкой классической философии (Гегель).

Ответ 2: Субъективный идеализм — это течение в философии, в котором в качестве первоначала бытия признается человеческое сознание, чело­веческое «я». Наиболее последовательное воплощение субъективный идеализм получил в буддийской философии, возникшей в Древней Индии. В ев­ропейской философии субъективный идеализм в основном развивался в Новое время. Основоположником европейского субъективного идеа­лизма принято считать Беркли, к этому же течению обычно относят Юма, Канта, сторонников экзистенциализма и феноменологии.

2.3. Учитель обществознания. На протяжении всей истории философии между этими тремя на­правлениями в философии шла постоянная борьба. В различные эпохи в культуре разных стран ведущее место занимало то одно, то другое течение. Так, например, в европейской философии в эпохи Древнего мира, Средневековья и Возрождения господствовал объективный идеа­лизм, в эпоху Нового времени (в XVIII—XIX вв.) его значительно по­теснил материализм, а в XX в. — субъективный идеализм.

В философии существует также и ряд важных направлений, которые, оставаясь в рамках монизма, занима­ют промежуточное положение между идеализмом и материализмом.

Гилозоизм — философское учение, утверждающее одушевленность как живой, так и неживой природы. Гилозоизм зародился уже в древ­ности, например, он имел место в учении Фалеса, Гераклита, стоиков и т.д. Античный гилозоизм послужил теоретическим фундаментом для пантеизма.

Пантеизм — это течение в философии, в котором Бог (идеальное начало) и природа (материальное начало) отождествляются: нет Бога вне природы, но и нет природы вне Бога. Пантеизм возник в эпоху Возрождения, его идеи развивали Нико­лай Кузанский, Джордано Бруно, а в Новое время пантеистические идеи можно обнаружить у Шеллинга, Гегеля, Соловьева и т.д.

 Деизм — это течение в философии, в котором Бог признается твор­цом мира, но, создав мир и вложив в него определенные законы, Бог более не вмешивается в дела мира: мир существует по своим законам. Строго говоря, деизм есть особая разновидность объективного идеа­лизма, но в то же время он был и переходным этапом на пути от объек­тивного идеализма к материализму. Деизм возник в XVII в. и особое распространение получил в эпоху Просвещения. У истоков деизма стояли Декарт, Ньютон, Локк, к числу виднейших деистов можно отнес­ти Вольтера, Руссо, Канта, Ломоносова.

Говоря об онтологии, необходимо знать еще несколько следующих терминов и связанных с ними понятий.Космос n— в переводе с древнегреческого означает «порядок».  Космос, или порядок, в античной философии противопоставлялся Хаосу как беспорядку, смешению. Космология — учение об устройстве мира, т.е. мира такого, каким он существует в настоящее время. Космогония — учение о происхождении мира, о процессе его ста­новления, который привел к его современному состоянию. Космогенез — сам процесс образования и становления мира.

2.4. Учитель обществознания: Самым ранним способом понимания природной и общественной действительности был миф. Миф – это всегда повествование, причём истинность его не подлежала сомнению, а содержание всегда так или иначе было связано с реальной жизнью людей. В отличие от науки, которая стремится объяснить мир, установить взаимосвязи между причиной и следствием, миф заменяет объяснение рассказом о происхождении, творении мироздания или его отдельных проявлений. Всё происходящее в мифе приобретает значение своеобразного образца для воспроизведения. Он как бы совмещает в себе обязательный рассказ о прошлом и объяснение настоящего и будущего.

Вопрос: Какие же сведения об окружающем мире содержали в себе мифы?

Ответ: Прежде всего в  них описывались творения мира, животных, людей, происхождение природных сил, особенности рельефа, различные обычаи и обряды.

Вопросы:  а)  Как описан в мифах различных народов мир до его сотворения?

б)  Почему все мифологические рассказы у разных народов начинаются с рассказа о сотворении мира?

в)  Что общего между древнеегипетским, индийским, славянским и карело-финским рассказами о  начале мира?  Чем они отличаются?

2.5. Египетская мифология 

2.6.  Индийская мифология 

2.7.  Славянская мифология 

2.8. Карело-финский эпос «Калевала» 

Ответ: Процесс творения мира часто представлялся как превращение хаоса в космос путём постепенного упорядочения, которое сопровождалось борьбой богов или героев с демоническими силами. Описывалось отделение неба от земли, выделение суши из первичного океана, появление трёх миров: небесного, земного и подземного.

2.8. Понятие материи. Взаимосвязь материи, пространства и времени.

Учитель обществознания: Нас окружает мир, в котором существует бесчисленное множество предметов и явлений: от мельчайших частиц до гигантских звёзд, от простейших до сложных. Но у них есть общее. Общее:

А) они отличаются друг от друга. Отличие – общее свойство.

Б) между различными видами существует различие, а внутри видов – сходство. Сходство – общее свойство.

В) они существует объективно, т.е. вне и независимо от нас, наших ощущений, нашего сознания. Пример  существование Земли

Это общее свойство всех предметов и явлений – быть объективной реальностью, существовать вне и независимо от нашего сознания – определяет то, что выражается философским понятием – материя. Это предельно широкое понятие, выражает самые общие признаки всего мира.

В мире нет ничего, кроме различных состояний материи, разных её свойств и проявлений. Материя лежит в основе всего существующего и образует единство многообразия всей картины мира. Материя существует вечно. Она никогда не возникала и никогда не уничтожится.

«Материя есть то, что, действуя на наши органы чувств, производит ощущения; материя есть объективная реальность, данная нам в ощущениях» (В.И.Ленин)

Революционный переворот в представлении о материи состоит в том, что было покончено с попытками найти некую неизвестную материальную субстанцию. Такой первосубстанции нет. Философия видит субстанциональность материи только в том, что именно объективная реальность является единственной всеобщей основой окружающей нас действительности.

Это определение носит всеобъемлющий характер. Вывод о бесконечности и неисчерпаемости материи ориентирует на открытие новых видов её и форм. Данное определение направлено против идеалистических представлений о мире. Источник наших ощущений, знаний в самой природе, объективной реальности.

Философское понятие материи следует отличать от естественнонаучных представлений о строении материи. С развитием естествознания физические, химические свойства материи меняются. Но при этом остаётся незыблемым философское понятие материи как объективной реальности.

Древние: Что является первоосновой всех вещей? Материю рассматривали как «первовещество». Фалес – вода; Анаксимен – воздух; Гераклит – огонь; Демокрит – вещества состоят из «атомов» (неделимый). В XVIII-XIX в.в. атомы рассматривались как «начальные кирпичики». Такой взгляд был опровергнут новыми открытиями в естествознании : конец XIX – начало ХХ в. – открытие электрона, радиоактивный распад атомов  (Ra, Ur), R-лучи. Было установлено, что атом делим, имеет сложное строение. Опровергнуто представление о неизменности, постоянстве массы вещества. Масса изменяется со скоростью движения (E=mc2). Открытия привели физиков в смятение : «Материя исчезла». Однако материя вовсе не исчезла, а исчез тот предел, до которого мы знали материю до сих пор; исчезли такие свойства материи, которые раньше казались абсолютными, всеобщими. Вчера пределом наших знаний был атом, сегодня электрон. Но и на этом уровне наука не остановится. Наше знание идёт вглубь материи, которая бесконечно сложна и неисчерпаема. Как бы ни менялись наши знания о картине мира, они не могут свидетельствовать об исчезновении материи. В конце XIX в. открыт электрон, сейчас – более 30 элементарных частиц. Сомневаться в их материальности вряд ли можно, особенно после открытия наукой внутриатомной энергии.

Пример: Огромные мощности энергии сосредоточены внутри атома отдельных химических элементов: 14 см3 урана = энергии при сжигании 1 млн. м3 газа. Синтез 30 кг гелия из водорода при термоядерной реакции даёт энергии больше, чем Днепрогэс за год. Запасы атомной энергии практически неисчерпаемы. Существует два пути использования атомной энергии: мирный и военный.

В мире нет материи «вообще», как нет дерева «вообще», человека «вообще». Поэтому нельзя говорить «вещи состоят из материи». Материю нельзя видеть, осязать, слышать. То, что видят, пробуют на вкус, осязают, есть определённый вид материи. Материя в философском понятии «абстракция».

Схема: Виды материи

Вывод: Взаимопревращаемость показывает, что в природе нет строго фиксированных, абсолютных граней, что виды материи не возникают из ничего и не переходят в ничто, а превращаются друг в друга, являются проявлениями единой, неуничтожимой и неисчезающей материи.

Мир по природе своей материален. Но материя не есть нечто косное, неподвижное. Она находится в постоянном движении. Движение есть внутренне присущее, неотъемлемое свойство материи. «Движение есть способ существования материи. Нигде и никогда не бывало и не может быть материи без движения» (Ф.Энгельс).  Например: Научным подтверждением является закон взаимосвязи массы и энергии (А.Эйнштейн): E=mc2. Масса тела возрастает с возрастанием скорости движения. Энергия есть мера движения, в законе обнаруживается единство материи и движения.

Движение не есть только перемещение тел в пространстве. Движение как способ существования материи – это изменение вообще. Движение абсолютно и вечно, несотворимо и неуничтожимо. Покой существует, но только относительный. Нигде нет и не может быть абсолютного покоя, который совершенно исключал бы движение.

Формы движения материи:

Вывод: Ни одно материальное тело не может существовать в пространстве и не быть во времени или наоборот, вытекает, что пространство и время неразрывно связаны друг с другом и не существуют одно без другого. А поскольку материя всегда находится в движении, то пространство и время как формы существования материи связаны также с движением и материей. Это единство движения, пространства и времени выражено в положении : «В мире нет ничего, кроме движущейся материи, и движущаяся материя не может двигаться иначе, как в пространстве и во времени» (Ленин). Время и пространство как и материя вечны и бесконечны.

Эйнштейн, характеризуя теорию относительности заметил : раньше считали, что если каким-нибудь чудом  все материальные вещи исчезли бы вдруг, то пространство и время остались бы. Согласно теории относительности вместе с вещами исчезли бы пространство и время.

2.8. Самостоятельная работа № 2. 

3.Учитель биологии. Анализ понятий жизнь.

3.1. Видеофрагмент: зародыши жизни.

3.2. Анализ понятий « жизнь». Ф. Энгельс; М.В. Волькенштейн;  Вернадский В.И.; Ж. Кювье

1. «Жизнь представляется, таким образом, более или менее сложный вихрь, направление которого постоянно и который всегда захватывает молекулы, так что форма живого тела для него существеннее, чем его вещество. Пока это движение существует, тело, в котором оно имеет место, живо, оно живет. Когда движение окончательно останавливается, тело умирает» Ж. Кювье.

2 «Жизнь есть способ существования белковых тел, существенным моментом которого  является постоянный обмен веществ с окружающей их внешней природой, причем с прекращением этого обмена веществ,  прекращается и жизнь, что приводит к разложению белка» Ф Энгельс.

3. «Живые тела, существующие на Земле, представляют собой открытые саморегулирующиеся и самовоспроизводящиеся системы, построенные из биополимеров и нуклеиновых кислот»  М.В. Волькенштейн.

4. «Живые тела проявляются только в биосфере в виде живых организмов и их совокупностей – живого вещества» В.И. Вернадский.

Выводы: жизнь – субстрат (носитель) ее свойств; жизнь – совокупность процессов, характерных для живых систем;

У Ф. Энгельса: материальный носитель это белок, способ существования – самообновление, механизм - обмен веществ;

У Г.В. Волькенштейна: к белкам, как носителям жизни добавляются нуклеиновые кислоты, одним из главных свойств живого добавляется воспроизведение.

У Ж.Кювье: Главный признак движение, но на уровне молекул, другими словами речь идет об обмене веществ.

Все эмпирические обобщения и идеи о жизни привели  В.И.Вернадского  к мысли о том, что жизнь геологически  вечна и может существовать только в форме биосферы.  Процессы,создающие живое вещество необратимы во времени.

4. Гипотезы происхождения жизни на земле.

4.1.  Схема абиогенеза и биогенеза

Комментарий: Учитель биологии: Абиогенез (живое из неживого) Цивилизации Тигра и Евфрата. Катастрофизм. Через иудаизм и христианство влияние на европейскую цивилизацию. Идеи самозарождения. Божественное творение/философское объяснение/.

Биогенез (живое от живого). Индусские и персидские религиозные построения. Идея отсутствия начала и конца природных явлений. Реальность вечной жизни, вечной материи, Вселенной/философское объяснение/. Идея происхождения живого в результате развития неживой природы материалистична и диалектична на основе качественного различия между тем и другим. Вместе с тем она фиксирует преодоление этого различия в результате саморазвития от низшего к высшему.

4.2. Выступление ученика: Самозарождение жизни

5.  Выводы

1. Живые  организмы  отличаются от неживой природы и жизнь представляет собой особую форму  развития материи разных уровней сложности

2. Жизнь появилась на Земле благодаря абиогенезу

3. Материя как объективная реальность, данная нам в ощущениях, неразрывно связана с движением, пространством и временем – её формами и свойством существования.

4. Человека издревле интересовал и волновал вопрос  о том, как возник мир, в котором он живёт. И своеобразным ответом на него стали мифы народов мира. Итальянский философ  Д.Вико остроумно назвал мифы первым изданием умственного словаря человечества.

Категория: КОНСПЕКТЫ УРОКОВ БИОЛОГИИ | Добавил: admin | Теги: биология в школе, урок биологии, учителю биологии, конспект урока биологии, поурочные планы уроков биологии, экология, открытый урок биологии
Просмотров: 453 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Поиск

РАЗВИТИЕ БИОЛОГИИ

БИОЛОГИЧЕСКИЕ СПРАВОЧНИКИ
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Вход на сайт


    Copyright MyCorp © 2020
    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru