Понедельник, 25.09.2017
                       


МЕНЮ
УЧИТЕЛЮ БИОЛОГИИ
К УРОКАМ БИОЛОГИИ
ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР РАСТЕНИЙ
В МИРЕ ЖИВОТНЫХ
АНАТОМИЯ БЕЗ ТАЙН И ЗАГАДОК
ИНТЕРЕСНО УЗНАТЬ
БИОЛОГИЧЕСКАЯ РАЗВЛЕКАЛОВКА
Категории раздела
ВВЕДЕНИЕ В БИОЛОГИЮ [66]
ЭКОЛОГИЕ ТРОПЫ [19]
РЕКОРДЫ В МИРЕ ЖИВОТНЫХ [94]
ЗНАКОМЬТЕСЬ, ЭТО УЛИТКИ [7]
ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР РАСТЕНИЙ [146]
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ К УРОКАМ [168]
УВЛЕКАТЕЛЬНО О МИКРОБИОЛОГИИ [29]
ОНЛАЙН-УЧЕБНИКИ [306]
ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ В 11 КЛАССЕ [142]
УДИВИТЕЛЬНЫЕ ЖИВОТНЫЕ [23]
ЧЕЛОВЕК [361]
ОНЛАЙН-ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ [90]
ШКОЛЬНИКАМ О ДНК [73]
ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ К УРОКАМ БИОЛОГИИ. 8 КЛАСС [62]
ТИПОВЫЕ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ГИА [11]
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ К УРОКУ БИОЛОГИИ [18]
РАСТЕНИЯ. ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ МИР [19]
КОНСПЕКТЫ УРОКОВ БИОЛОГИИ [82]
ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО БИОЛОГИИ [27]
РАСТЕНИЯ И ЧИСТОТА ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ [26]
ЛЕКЦИИ ПО ОБЩЕЙ БИОЛОГИИ [25]
БИОЛОГИЧЕСКИЕ КРОССВОРДЫ [54]
АТЛАС ЮНОГО БИОЛОГА [88]
ЭКОЛОГИЯ ЖИВОТНЫХ [46]
ЖИВОТНОЕ ИЛИ РАСТЕНИЕ. ВВЕДЕНИЕ В НАУКУ О ЖИЗНИ [9]
УЧЕБНЫЕ ФИЛЬМЫ ПО БИОЛОГИИ [23]
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ ЖИВОТНЫХ [23]
РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К УРОКАМ ОБЩЕЙ БИОЛОГИИ В 10-11 КЛАССАХ [67]
БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОПЫТЫ [34]
ГРИБЫ [15]
ПОДГОТОВКА К ИТОГОВОЙ ПРОВЕРКЕ ЗНАНИЙ ПО КУРСУ БИОЛОГИИ [68]
КАК БАКТЕРИИ СДЕЛАЛИ НАШ МИР ОБИТАЕМЫМ [14]
ГЕНЕТИКА [95]
МОРСКИЕ РАКОВИНЫ [60]
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Главная » Файлы » КОНСПЕКТЫ УРОКОВ БИОЛОГИИ

Урок биологии в 7 классе "Многообразие живых организмов"
02.11.2016, 10:32

Цель: обобщить и систематизировать знания о многообразии видов, населяющих разнообразные среды обитания; сравнивая, делать выводы об особенностях организации различных систематических групп; характеризовать их роль в природе.

Задачи:

  • в атмосфере сотрудничества и доброжелательности включить в работу всех учащихся, активизировав их творческий потенциал на доказательство тезиса: «Многообразие живых организмов – результат эволюции»;
  • развивать способности контролировать своё поведение, принимать самостоятельные решения при объяснении родства, общности происхождения и эволюции растений и животных;
  • воспитывать умение работать в группах различного состава: слушать мнение других, говорить только по делу спокойно и ясно.

Оборудование: пластилиновые ежата без игл (домашнее задание); сосновые иглы; лепестки из картона для цветов; 4 подставки-цветка; 3 набора эмблем: «Покрытосеменные», «Голосеменные», «Мхи», «Водоросли»;   «Класс Птицы», « Класс Рыбы», «Класс Млекопитающие», «Тип Беспозвоночные»; «Воздушная среда обитания», «Водная среда обитания», «Почвенная среда обитания», «Наземная среда обитания»; карточки с названиями растений,  животных;
4 открытки с живой природой, разрезанные на 5 частей; колокольчик; печатные листы, маркеры, мяч, гонг, часы, прищепы для эмблем; конверты №1(4шт), №2 (4 шт.), №3 (4шт.).

Музыкальное оформление: мелодия «Во поле берёзка стояла» мелодия  А.Миронова «А бабочка крылышками бяк, бяк, бяк, бяк», мелодия «Ералаш», мелодия  «В мире животных». 

Ход урока

0 этап: «Введение в атмосферу групповой игры» (4 минуты)

Постановка целей и задач урока.Выбор хронометриста (чётко следит за отведённым временем и отчитывает его ударом в гонг)
Представление экспертной группы из числа учащихся, победителей биологических олимпиад(следят за правильностью ответов, раздают баллы-иглы).

Учитель: Ребята, эти милые, только что народившиеся, беспомощные ежата, станут для каждого талисманом его старания (раздаёт ежат - талисманчиков.) За ваши правильные ответы у них будут вырастать иглы мудрости – защита в их дальнейшей жизни. Каждый из вас побывает в разных командах, и талисманчики - ежата будут показателем личных ваших достижений. Чем колючее ёж, тем большее количество идей высказал его обладатель. А на столах команд всеобщими усилиями будут «расцветать» волшебные цветы знаний, показывающие, как хорошо вы усвоили курс биологии. Предлагаю вашему вниманию экологический анекдот:
Одна планета жалуется другой:
- Ой, на мне люди завелись! Рубят леса, сверлят недра,     засоряют воды… Что делать?
- У меня тоже такое было. Покопошились, покопошились, а потом само прошло…,- ответила другая, пожимая плечами.
Нам такой чёрный юмор не по нраву. Прошу всех встать в круг.
Энергизатор «Тень на плетень»:   (Звучит мелодия «Во поле берёзка стояла». Участники игры, взявшись за руки, поют песенку «Во поле берёзка стояла»).
Учитель: «Заплетись, заплетись плетень! Завяжись, завяжись узел!» (Начинается плетение.  Одна пара поднимает руки воротами, под ними проходят остальные, и т.д..)  «Расплетись,  расплетись, плетень! Развяжись, развяжись, узел!» (Всё проделывают в обратном порядке.)

I этап: Определение уровня информированности по теме «Растения» (7 минут)

Молодцы, ребята, а сейчас предлагаю вам разделиться на группы, вспоминая систематику растений. Я называю растение, а вы говорите,  к какой систематической группе они относятся. Кто первый правильно отвечает, тот  получает балл и эмблему. Правильно ответившие занимают места за столами с соответствующими табличками: «Покрытосеменные», «Голосеменные», «Мхи», «Водоросли». (Далее жирным шрифтом выделены правильные ответы)

Внимание, начали: Эвкалипт (Цветковые), Фукус (Водоросли), Сфагнум (Мхи), Гинго (Голосеменные), Шиповник (Цветковые), Сосна (Голосеменные), Дикран (Мхи), Эвглена (Водоросли), Лиственница (Голосеменные), Лещина (Цветковые), Гипн (Мхи), Ламинария (Водоросли), Пихта (Голосеменные), Тростник (Цветковые), Мний (Мхи), Спирогира (Водоросли), Кедр (Голосеменные), Вяз (Цветковые), Ягель (Мхи), Саргассум (Водоросли), Берёза (Цветковые), Кукушкин лён (Мхи), Секвойя (Голосеменные),  Хламидомонада (Водоросли) и т.д.

Учитель: Что объединяет все растения?  (Ответы…) Правильно, способность самостоятельно добывать себе питание.

Сейчас, в течение 2 минут, всем командам необходимо поработать над единым заданием, которое находится на столах в конвертах № 1. Хронометрист бьёт в гонг. 

Конверт №1
Дополните утверждения:

  1. По способу питания растения относят к ………………., а точнее к ……………. .
  2. Фотосинтез – это процесс создания ………………..веществ из ………………., проходящий в ………………… под действием …………. .
  3. Вещества, необходимые для фотосинтеза: …………………………………………

Доказательно ответьте на вопросы:

  1. Содержит ли хлорофилл хлор?
  2.  Какова космическая роль зелёных растений?
  3. Есть ли ещё организмы, способные самостоятельно создавать себе питательные вещества?

Хронометрист бьёт в гонг. 

По истечении срока  выступает докладчик от каждой группы  - 30 сек.
Эксперты подводят итоги по выполнению общего задания,  раздают баллы  - 1 минута.

II этап:  Формирующий по теме «Растения» (4 минуты)

Приступаем к  индивидуально-групповому заданию в конвертах под № 2. На размышления даётся всего 1 минута. Хронометрист бьёт в гонг

Конверт №2 для «Покрытосеменных»

Для леса характерно ярусное расположение растений. Вырубили растения верхнего яруса (полога леса). Назовите возможные последствия. Перечислите факторы, действие которых изменится. [1, с. 39]

Конверт №2 для «Голосеменных»

Как-то в Сибирь поздней осенью приехал малосведущий в лесном деле, но очень самоуверенный ревизор. Увидев голую тайгу, спросил лесничего:
-Это хвойный лес?
-Хвойный.
-А где хвоя?
-Опала.
-По чьей вине?
-Природы.
-Вы мне за природу не прячьтесь! За гибель леса отвечать будете вы.
Вопрос: Придётся ли лесничему отвечать за гибель леса? [1, с. 41]

 

Конверт №2 для «Водорослей»

Считается, что пароход «Титаник» ночью 14 апреля 1912 г. Столкнулся с айсбергом, пропоровшим ему борт. Почему это произошло? Ведь, несмотря на ночь, на палубе было много пассажиров и членов экипажа, приближения белой громадины-айсберга они просто не могли не заметить. Возможно, айсберг был … тёмный.  Выдвиньте правдоподобную гипотезу происхождения «тёмного айсберга». [1, с. 45]

            

Конверт №2 для «Мхов»

В басне «Листья и корни» И.А.Крылова корни, споря с листьями, говорят:

-Мы те, которые здесь, роясь в темноте,
Питаем вас, ужель не узнаёте?
Мы корни дерева, на коем вы цветёте.
Красуйтесь, в добрый час! Да только
Помните ту разницу меж нас:
Что с новою весной лист новый народится;
А если корень иссушится,
Не станет дерева, ни вас.
Вопрос: В чём была ошибка знаменитого баснописца? [1, с. 27]


Выступления докладчиков – по 30 сек.
Эксперты подводят итоги по выполнению общего задания (раздают баллы) – 30 сек.

III этап: Определение уровня информированности по теме «Животные» (2 минуты)

Энергизатор «Животные»:
Учитель: Ребята, становитесь скорее в круг! Сейчас проверим, есть ли жизнь на планете Земля? Покажите, как  зайки прыгают? Как рыбки плавают? Как слоники кивают? (Ребята выполняют движения-символы)
Давайте найдём им пару, чтобы они не скучали.  Я называю животное, а вы -  как зовут его вторую половину, к примеру, медведь, а вы – медведица и т.д.  (Правильно ответившим ребятам прикрепляем  карточки с названиями животных, написанных на эмблемах ), т.о. вы вновь будете разделены на рабочие группы.

Итак, начнем: баран – (овца), лебедь – (лебёдушка), щука – (самец щуки), осьминог – (осьминожиха), акула - …, бабочка - …, утка - …, зебра - …, скат - …, пчела - …, курица - …,  собака - …, осётр - …, паук - …, воробей - …, осёл - …,тунец - …, муравей - …, голубь -…,
слон - …, лосось - …, стрекоза - …, орёл - …, леопард - … .
Известно, что животные любят музыку. Под мелодию А.Миронова «А бабочка крылышками бяк, бяк, бяк, бяк» давайте  представим как «спели бы»  изображённые на ваших карточках животные и разомнёмся.
(«Поём» и танцуем несколько движений.  В это время помощник меняет  на столах эмблемы: Класс Птицы, Класс Рыбы, Класс Млекопитающие, Тип Беспозвоночные)

 IVэтап:  Формирующий по теме «Животные» (6 минут)

Учитель: Займите свои новые места согласно роду – племени: Класс Птицы, Класс Рыбы, Класс Млекопитающие, Тип Беспозвоночные. На столах вас ждут новые задания в конвертах под № 3.

Конверт № 3 для Класса Рыбы

«Приятного аппетита».

Новозеландские эксперты ведут расследование одного не­обычного дела. Прямо под носом у хозяйки взорвалась рыба, которую та хотела приготовить себе на ужин. Женщина не пострадала от ударной волны, но вот еда сгорела, а на кухонном ноже остались чёрные пятна. В чём причина происшедшего? [1, с. 48]

      

Конверт № 3 для Класса Млекопитающие

В Средние века женщин с очень пышными волосами подо­зревали в колдовстве, так как в волосах у них иногда запутыва­лись летучие мыши, якобы связанные с нечистой силой. Почему летучие мыши могли запутаться в пышной высокой прическе? [1, с. 89]

Конверт № 3 для Типа Беспозвоночные

«Прилипнешь!» Круговая сеть пауков поражает уже не одно поколение уче­ных и художников своей формой и целесообразностью. Хороша она и в техническом отношении: сравнительно большая пло­щадь перекрывается с наименьшей затратой паутинного шелка. При этом сеть эластична и в то же время прочна: выдерживает порывы ветра и рывки бьющейся добычи. Чтобы надежно удер­жать добычу, круговая сеть должна быть достаточно клейкой, но тогда бегущий по паутине паук неизбежно приклеится к нитям. Однако этого не происходит. Почему?      [1, с.56]

Конверт № 3 для Класса Птицы

Существует легенда о том, как к Долине алмазов около Голконды в IV веке до н. э. приблизились воины Александра Ма­кедонского. Но заветное место охраняли ядовитые змеи, и спус­титься туда было невозможно. Тогда полководец приказал бро­сить вниз куски жирного мяса. Алмазы прилипли к ним, а прирученные орлы, спланировав вниз, схватили их и положили к ногам царя Македонии. В чем здесь может быть ошибка? [1, с. 83]

                
У вас есть 1 минута, чтобы выдвинуть гипотезы. Хронометрист ударяет в гонг.     
Выступления по 1 минуте.
Эксперты подводят итоги по выполнению  задания (раздают баллы) – 1 минута

V этап: Определение уровня информированности по теме «Среда обитания» (10 минут)

Энергизатор «Море волнуется …»  Учитель раздаёт ребятам кусочки разрезанных открыток и объясняет задачу: «Пока звучит весёлая мелодия необходимо найти и сложить все части картинок». (Можно разрезать на пять частей любые 4 открытки, но, предварительно, на обратной стороне  каждой написать по одной среде обитания : Воздушная, Водная, Почвенная, Наземная.
Звучит мелодия «Ералаш», ребята создают картинку-группу. В это время помощник расставляет  на столах  эмблемы: Воздушная среда обитания, Водная среда обитания, Почвенная среда обитания, Наземная среда обитания.
Учитель: Прочитайте на обратной стороне вашей открытки название среды обитания. Задумайте любое живое существо, обитающее в данной среде. Вам необходимо при помощи пантомима  изобразить задуманное, пытаясь передать поведение или движение так, чтобы другие команды смогли отгадать. Пожалуйста, посовещайтесь несколько секунд. Итак, море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три! Морская фигура, на месте замри! (Ребята отгадывают жителей различных сред обитания.)
Учитель: Вновь образованные группы, займите места за столами согласно табличкам: Воздушная среда обитания, Водная среда обитания, Почвенная среда обитания, Наземная среда обитания.
Учитель: Задание для всех команд одинаковое: Доказательство тезиса: «Многообразие живых организмов – результат эволюции». Включите свою фантазию и создайте несуществующий живой организм, который, по вашему мнению, мог обитать в той среде обитания, к какой команде вы относитесь. Зарисуйте, докажите  его право на существование, согласно эволюционной теории. Можно использовать любые части от разных известных вам организмов.
Это задание требует больше времени – 3 минуты. Хронометрист - гонг. Защита по 30сек.
Эксперты подводят итоги по выполнению  задания (раздают баллы) – 1 минута

VIэтап:  Индивидуальный блиц-турнир (5 минут)

Учитель: А сейчас для ребят, у которых талисманы не слишком колючие, объявляю  блиц-турнир и предлагаю вопросы для  личного зачёта . (Ребята отвечают, получая за правильные ответы по 1 баллу в виде иголки для ежа)

  1. Из чего состоят тела растений и животных? (Из клеток)
  2. Представители какого Царства являются внутриклеточными паразитами? (Вирусы)
  3. Наиболее примитивные многоклеточные животные…(Губки)
  4. Безъядерные одноклеточные организмы… (Бактерии)
  5. Наука о грибах … (Микология)
  6. Назовите организмы-симбионты, образующие лишайники…(Грибы и водоросли)
  7. Древнейшие фотосинтезирующие организмы на Земле…(Цианобактерии или сине-зелёные водоросли)
  8. Какой органоид имеют пресноводные простейшие для выведения избытка воды из организма? (Сократительная вакуоль)
  9. Какая кровеносная система у дождевого червя? (Замкнутая)
  10. Чем прикрепляются водоросли и мхи к субстрату? (Ризоидами)
  11. Как называют листья большинства голосеменных? (Хвоя)
  12. Назовите отделы тела паука… (Головогрудь и брюшко)
  13. Сколько камер в сердце рыбы? (Две)
  14. Основной признак двудольных растений … (Две семядоли)
  15. Мочковатую корневую систему имеют… (Однодольные растения)
  16. Из нуклеиновой кислоты и белковой оболочки состоит тело …(Вируса)
  17. Какой Класс называют Амфибиями? (Земноводные)
  18. Орган, в котором происходит процесс фотосинтеза (Лист)
  19. Как называется плод у гороха? (Боб)
  20. Чем покрыто тело птиц? (Перьями)
  21. Как иначе называются пойкилотермные животные? (Холоднокровные)
  22. К какому семейству относится Акация белая? (Бобовых)
  23. Как называют организмы, которые положительно друг для друга существуют сообща? (Симбионты)
  24. Как называются организмы, забирающие у других питательные вещества, а взамен ничего не дают? (Паразиты)
  25. Наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой называется …(Экологией)

Учитель: Посмотрите, какими красивыми стали ваши ёжики! Они вооружились иглами знаний, которые пригодятся в дальнейшем.

VII этап: Рефлексия (4 минуты)

Учитель: Давайте подведём итог нашей групповой работе при помощи солнечного мячика. Кому он попадёт в руки, тот кратко высказывает свои ощущения от урока. (Дети высказывают свои мнения)
Учитель: Как вы думаете, от чего же так многообразен мир живой природы? (Дети высказывают свои мнения)

VIII этап: Заключительный (3 минуты)

Учитель: Молодцы, ребята! Посмотрите, как после наших конкурсов расцвели волшебные цветы знаний! Они похожи на те, что  у нас растут!
Чтобы закончить урок на весёлой ноте, предлагаю игру. Давайте с вами изобразим небольшую зарисовку нашей малой родины.
- Вы будете утки. Утки… правильно, крякают. Как?  (Изображают.)
- Вы будете деревья, наклоняемые  ветром… (Подняли руки вверх, изображаем гул).
- Ты будешь кукушкой! (Ку-ку!)
- Вы – дятлы (Стучат по дереву)
- А это у нас коровушки! (Му-у-у-у!)
- Вы – заблудившиеся овечки. (Бе-е-е-е-е)
- Пастуху дадим колокольчик (Звенит)
- Не обойтись нам и без волка! (У-у-у-у-у-у-у-у-у!)
- А вы – вороны (Кар- кар)
Итак, вы будете обеспечивать звуковое сопровождение красот нашего края. Внимание! Начали!
Учитель : Наступило лето. Небо становится ярко-голубым. С озера доносится кряканье уток(ребята крякают), из леса слышится кукование кукушек(кукуют), да стук дятла(стучит). На поля шумной стаей  пролетают вороны(каркают).  На звон колокольчика пастуха(звонят в колокольчик), протяжно отвечают - мычат коровы. Наслаждается сочной травкой заблудшие овечки(блеют). Вдруг налетел ветер. Он сильно качает деревья. Где-то вдали слышен вой одинокого волка. Ударил гром. Пошёл весёлый летний дождь. (Хлопаем в ладоши сначала медленно, а затем увеличиваем темп.)
Учитель: Дорогие ребята, мы хорошо поработали в этом году. Я желаю вам прекрасно провести летние каникулы, отдохнуть, набраться сил. До встречи в новом учебном году!

Категория: КОНСПЕКТЫ УРОКОВ БИОЛОГИИ | Добавил: admin | Теги: биология в школе, урок биологии, открыты, учителю биологии, конспект урока биологии, поурочные планы уроков биологии, методический портал для учителей
Просмотров: 124 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
РАЗВИТИЕ БИОЛОГИИ

БИОЛОГИЧЕСКИЕ СПРАВОЧНИКИ
Поиск
Н А Ш И   Д Р У З Ь Я








Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Вход на сайт

    Copyright MyCorp © 2017
    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru