Вторник, 31.03.2020
                       


МЕНЮ
УЧИТЕЛЮ БИОЛОГИИ
К УРОКАМ БИОЛОГИИ
ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР РАСТЕНИЙ
В МИРЕ ЖИВОТНЫХ
АНАТОМИЯ БЕЗ ТАЙН И ЗАГАДОК
ИНТЕРЕСНО УЗНАТЬ
БИОЛОГИЧЕСКАЯ РАЗВЛЕКАЛОВКА
Категории раздела
ВВЕДЕНИЕ В БИОЛОГИЮ [66]
ЭКОЛОГИЕ ТРОПЫ [19]
РЕКОРДЫ В МИРЕ ЖИВОТНЫХ [94]
ЗНАКОМЬТЕСЬ, ЭТО УЛИТКИ [7]
ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР РАСТЕНИЙ [76]
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ К УРОКАМ [168]
УВЛЕКАТЕЛЬНО О МИКРОБИОЛОГИИ [29]
ОНЛАЙН-УЧЕБНИКИ [306]
ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ В 11 КЛАССЕ [142]
УДИВИТЕЛЬНЫЕ ЖИВОТНЫЕ [23]
ЧЕЛОВЕК [361]
ОНЛАЙН-ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ [90]
ШКОЛЬНИКАМ О ДНК [73]
ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ К УРОКАМ БИОЛОГИИ. 8 КЛАСС [62]
ТИПОВЫЕ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ГИА [11]
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ К УРОКУ БИОЛОГИИ [18]
РАСТЕНИЯ. ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ МИР [19]
КОНСПЕКТЫ УРОКОВ БИОЛОГИИ [82]
ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО БИОЛОГИИ [27]
РАСТЕНИЯ И ЧИСТОТА ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ [0]
ЛЕКЦИИ ПО ОБЩЕЙ БИОЛОГИИ [25]
БИОЛОГИЧЕСКИЕ КРОССВОРДЫ [54]
АТЛАС ЮНОГО БИОЛОГА [88]
ЭКОЛОГИЯ ЖИВОТНЫХ [46]
ЖИВОТНОЕ ИЛИ РАСТЕНИЕ. ВВЕДЕНИЕ В НАУКУ О ЖИЗНИ [9]
УЧЕБНЫЕ ФИЛЬМЫ ПО БИОЛОГИИ [23]
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ ЖИВОТНЫХ [23]
РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К УРОКАМ ОБЩЕЙ БИОЛОГИИ В 10-11 КЛАССАХ [0]
БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОПЫТЫ [34]
ПОДГОТОВКА К ИТОГОВОЙ ПРОВЕРКЕ ЗНАНИЙ ПО КУРСУ БИОЛОГИИ [68]
КАК БАКТЕРИИ СДЕЛАЛИ НАШ МИР ОБИТАЕМЫМ [0]
ГЕНЕТИКА [95]
МОРСКИЕ РАКОВИНЫ [60]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Файлы » ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО БИОЛОГИИ

Деловая игра по экологии для учащихся 10-го класса "Экологический аукцион"
06.12.2015, 11:09

Класс делится на три команды – три фирмы по проведению экологической экспертизы. Каждая команда выбирает директора фирмы и предлагает свое название. Фирмы соревнуются в решении экологических проблем. За правильные решения следуют вoзнaгpaждeния в инфляшках (гринчиках, фунтиках, глюках, евробаксиках и т.п.). Игра проходит в 7 туров – по количеству заданий. Все команды одновременно получают одно и то же задание, обсуждают его и сдают письменные ответы ведущему. Паузы во время проверки ответов можно заполнить дополнительными заданиями, показать видеоклип на экологическую тему, придумать девиз фирмы, герб и т.д.
После каждого тура ведущий на классной доске отмечает рейтинг команд (сумму инфляшек у каждой из них), объясняет допущенные ошибки и верное решение задания. Побеждает фирма, набравшая больше инфляшек.

Возможные задания и варианты ответов

(Разумеется, в ходе игры школьники могут предложить и другие, не предусмотренные сценарием решения, которые нужно проанализировать и соответствующим образом оценить.)

Тур 1

Фермеры Туниса встревожены появлением огромных популяций пешей саранчи. Стаи медленно передвигаются, поедая всю растительность до голой земли. Через неделю саранча поднимется на крыло, и большие серые тучи, преодолев десятки и сотни километров, опустятся на фермерские поля. Когда такая стая садится на поле, слышен хруст, как во время сильного града. После взлета стаи глазам фермера предстанет печальная картина разоренного поля, где на голой земле торчат отдельные стебли без листьев.

Для спасения урожая возможно три варианта решения, каждый из которых потребует от фермеров следующих расходов:

а) использование ядохимикатов – 1000 инфляшек;
б) выращивание богомолов, поедающих саранчу, – 200 инфляшек;
в) наем рабочих с мухобойками и лопатами – 200 инфляшек.

Какое решение вы считаете наиболее экономически выгодным?

(Каждая команда должна выбрать только один ответ, хотя ответы всех команд могут быть одинаковыми.)

Ответ. В настоящее время наиболее результативно для борьбы с саранчой использовать ядохимикаты. Премия фирме, предложившей такой ответ, – 200 инфляшек. Выращивать богомолов сложно, да к тому же поздно – эти насекомые развиваются долго, а пешая саранча скоро поднимется на крыло и уничтожит весь урожай на фермерских полях. Хотя биологические методы борьбы и перспективны, их использование требует определенных условий – фирму, предложившую выращивать богомолов, пострадавшие фермеры просят оштрафовать на 100 инфляшек. Механические методы борьбы с насекомыми весьма трудоемки. За подобный совет фермеры заплатят только 50 инфляшек.

Тур 2

Фермеры штата Алабама просят помочь в выборе направления развития сельского хозяйства: выращивать монокультуру (хлопок) или несколько разных культур (арахис, виноград, кукурузу). Монокультура требует меньших вложений, так как не нужно разнообразной сельскохозяйственной техники и обойдется фермерам в 100 000 инфляшек. Выращивание разных культур может иметь свои преимущества, но требует больших затрат – 120 000 инфляшек. Что предложат эксперты:

а) монокультуру;
б) различные культуры?

Ответ. Независимо от предложенного решения, фермеры оплачивают фирме 50 инфляшек за совет. Если фирма советует использовать севооборот, то через 1-й тур ей выплачивается еще и премия в размере 100 инфляшек – за более высокую прибыль, которую получили фермеры. Севооборот приводит к повышению урожайности, сохранению плодородия почв, уменьшению количества сорняков и числа насекомых-вредителей. Меньше оказались затраты на ядохимикаты, а продукция стала экологически чище.

Тур 3

Фермеры, выращивающие белокочанную капусту, обеспокоены увеличением численности капустной белянки. Возможно три варианта решения этой проблемы, требующих от фермеров соответствующие расходов:

а) использование ядохимикатов – 2000 инфляшек;
б) приобретение белянкового наездника – 1000 инфляшек;
в) механическое уничтожение кладки яиц на листьях капусты – 500 инфляшек.

Какое направление предлагают эксперты?

Ответ. Использование дорогих ядохимикатов на капустном поле да еще в условиях лишь потенциальной опасности вряд ли целесообразно. Фирма, давшая такой совет, получит за него 10 инфляшек. Сбор яиц вручную наиболее дешев, но это трудоемкий и малоэффективный метод – 20 инфляшек. Наиболее эффективный метод в данной случае – использование наездников. Он приводит к быстрому снижению численности популяции капустной белянки, и продукция остается экологически чистой – 100 инфляшек.

Тур 4

Фермер решил заняться разведением карпа и взял в аренду озеро вблизи г. Вологды. Фермер знал, что биомасса консументов (животных) находится в прямой зависимости от биомассы водных растений. Чтобы стало больше рыбы, надо, чтобы было много водных растений, а чтобы стало больше водных растений (продуцентов), надо в озеро добавлять минеральные удобрения (нитроаммофоску).

Фермер просит экспертов подтвердить или опровергнуть свои предположения.

Ответ. Внесение в озеро минеральных удобрений приведет к быстрому зарастанию водоема, водорослям не будет хватать света, они будут погибать, начнутся анаэробные процессы с выделением метана и сероводорода. В озере начнется замор рыбы, и фермер разорится. Фирма, давшая такой совет, должна быть оштрафована на 50 инфляшек. Продуктивность водоема можно повысить, внеся в воду очень незначительное число минеральных удобрений. Однако правильно рассчитать дозу очень трудно, а без этого совет будет формальным и не оплачивается (0 инфляшек). Эксперты советуют не вносить минеральные удобрения, но затрудняются объяснить причину – фермер неудовлетворен, однако следует совету и выплачивает 50 инфляшек. Эксперты объясняют, почему внесение удобрений приведет к замору рыбы, – плата за квалифицированную консультацию 200 инфляшек.

Тур 5

Фермер Лопухин утверждает, что небольшое количество сорных растений повышает урожайность овощных культур (например, капусты). Ведь поле можно рассматривать как растительное сообщество, а чем большее количество разнообразных видов в биоценозе, тем устойчивее сообщество. Фермер Трудоголиков считает, что поля должны быть тщательно прополоты, потому что так делалось всегда. Фермеры за убедительное решение спора выплатят экспертам 50 инфляшек.

Ответ. Экологические знания фермера Лопухина формальны и неприменимы для капустного поля. Хотя некоторые сорные растения способны отпугивать вредных насекомых или являются хорошими медоносами, привлекающими на поле насекомых-опылителей, этой положительной стороной в данном случае следует пренебречь. На сорных растениях могут размножаться вредители (тля, капустница, брюквенница, репница), сорняки могут конкурировать с культурными растениями за минеральные элементы, а, например, корневища пырея ползучего выделяют вещества, угнетающие рост культурных растений. Так что сорняки приносят больше ущерба, чем пользы, и в этом споре прав Трудоголиков1.

Тур 6

Целлюлозно-бумажный комбинат (ЦБК) – водоемкое производство. В последние годы за потребление речной воды следует платить. Платит комбинат и за загрязнение воды. ЦБК обращается к экспертам с предложением рассчитать оптимальный подход, если предполагаемые затраты (без учета штрафных санкций) составят:

а) при потреблении чистой речной воды и сбросе в реку неочищенных сточных вод – 5000 инфляшек;
б) при потреблении чистой речной воды, частичной очистке сточных вод и сбросе такой частично очищенной воды в реку – 900 000 инфляшек;
в) при полной очистке сточных вод и повторном использовании такой воды – 1 200 000 инфляшек.

Ответ. Сброс неочищенных сточных вод в реку способен вызвать экологическое бедствие, поэтому совершенно неприменим и наказывается крупным штрафом. За такой совет фирму оштрафуют на 200 инфляшек. Предложение очищать сточные воды частично является традиционным, хотя и не лучшим с позиций экологии. За такой совет фирма получит 150 инфляшек. Технология с замкнутым циклом экологически наиболее привлекательна, но из-за высоких затрат на полную очистку сточных вод в России пока не применяется. Подобный маловыполнимый совет принесет фирме 100 инфляшек2.

Тур 7

Фирма «Зеленый росток» получила крупный заказ на посадку лесополос в степном районе и обращается к экологическим экспертам за разъяснением необходимости высадки кроме деревьев еще и кустарников. Фирма считает, что высаживать в лесополосах кустарники – это только лишние хлопоты, достаточно одних деревьев разных пород. Каково мнение экспертов по этому поводу?

Ответ. Кустарники в лесополосах высаживать целесообразно, так как их присутствие увеличит видовое разнообразие биоценоза (например, в их зарослях будут гнездиться кустарниковые птицы), а значит, и его устойчивость во времени. Такой ответ экспертов премируется 50 инфляшками.

Задания для заполнения пауз между турами

1. Укажите правильную последовательность (составьте сказку):

1) филин обиделся и улетел в другой лес;
2) мыши стали поедать соты и разорили ульи;
3) пришлось мужику мириться с филином;
4) не стало пчел – не опыляются травы, и их урожайность понизилась;
5) худо стало мужику без меда и без молока;
6) не стало филина – расплодились мыши;
7) мало стало травы – корова не дает молока;
8) мужик сказал филину: «Нет от тебя в лесу никакой пользы!».

Ответ. 8, 1, 6, 2, 4, 7, 5, 3 – 10 инфляшек.

2. Укажите правильную последовательность (составьте рассказ):

1) кукабар стали ловить и нелегально вывозить из Австралии;
2) крик австралийской птицы кукабары похож на выкрики и хохот психически ненормального человека;
3) в Европе стало модно держать кукабару для пикантного розыгрыша гостей;
4) кукабарам грозит исчезновение!

Ответ. 2, 3, 1, 4, или 2, 1, 3, 4, или 4, 2, 3, 1 – порядок может быть любым, это скорее не задание, а шутка, основанная на реальных фактах. За попытку разобраться в задании команда получит поощрительный приз 5 инфляшек.

3. Укажите правильную последовательность событий:

1) воды реки принесли соединения ртути в море;
2) отравленная ртутью рыба стала малоподвижной, и местные жители стали ловить в море рыбу сачками;
3) в 1956 г. в Японии со сточными водами завода по производству поливинилхлорида, где ртуть использовалась в качестве катализатора, произошел сброс соединений ртути в реку Минимата;
4) ртуть попала в организмы людей и вызвала тяжелое поражение нервной системы (расстройство речи, слуха и зрения) – эта болезнь получила название «болезнь минимата»;
5) в море соединения ртути поглощались водорослями, инфузориями и мелкими ракообразными, которыми питалась рыба.

Ответ. 3, 1, 5, 2, 4 – 10 инфляшек.

4. Прочитайте задание и дайте рекомендации решения данной экологической проблемы.

В Японии при переработке цинковой руды в долине реки Дзинца заболели свыше 3 тыс. человек. Болезнь поразила людей, использующих речную воду для приготовления пищи. Заболевание сопровождалось сильными и продолжительными болями в пояснице и ногах, затем поражались почки. Болезнь назвали «итай-итай», что на японском языке означает «ox-ox». Заболевание вызвано отравлением солями кадмия, который активно замещает в костях кальций. Болезнь чаще поражает людей с дефицитом кальция и железа в организме. Соединения кадмия широко используются в производстве красителей.

Ответы

а) переход к технологиям с комплексной переработкой полезных ископаемых снижает загрязнение окружающей среды продуктами неполной переработки руд – 10 инфляшек;
б) очистка сточных вод промышленных предприятий от токсичного кадмия и его соединений – 10 инфляшек;
в) профилактика здоровья и рациональное питание населения в зоне экологической опасности – 10 инфляшек;
г) в экологически опасной зоне население должно обеспечиваться чистой водой из родников, водой артезианских скважин либо из других источников – 10 инфляшек;
д) чтобы исключить отравление кадмием в быту, санитарные службы должны контролировать его содержание не только в питьевой воде и продуктах питания, но и в самых разных товарах народного потребления – 10 инфляшек.
(При наличии нескольких или всех вариантов ответов доход фирмы суммируется.)

5. Найдите решение проблемы.

Фермеры заметили, что пастбища зарастают сорными травами. Скот поедает самые лучшие травянистые растения, а сорные остаются нетронутыми, дают семена, все больше и больше засоряя пастбища. Через каждые 10 лет пастбища приходится перепахивать и засевать семенами кормовых трав. Такой способ сохранения продуктивности пастбищ слишком дорог. не могут ли эксперты найти решение данной проблемы?

Ответ. После окончания выпаса скота надо скосить оставшуюся на пастбище траву, чтобы сорные травы не получали преимущества перед кормовыми. Засорение пастбища при этом резко замедлится.

(За этот совет – 100 инфляшек.)

Игра заканчивается подведением итогов.

Категория: ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО БИОЛОГИИ | Добавил: admin | Теги: игры по биологии, методический портал для учителей би, внеклассные мероприятия по бтолог, биология в школ, сценарии внеклассных мероприятий по
Просмотров: 1880 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/2
Поиск

РАЗВИТИЕ БИОЛОГИИ

БИОЛОГИЧЕСКИЕ СПРАВОЧНИКИ
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Вход на сайт


    Copyright MyCorp © 2020
    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru