Вторник, 31.03.2020
                       


МЕНЮ
УЧИТЕЛЮ БИОЛОГИИ
К УРОКАМ БИОЛОГИИ
ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР РАСТЕНИЙ
В МИРЕ ЖИВОТНЫХ
АНАТОМИЯ БЕЗ ТАЙН И ЗАГАДОК
ИНТЕРЕСНО УЗНАТЬ
БИОЛОГИЧЕСКАЯ РАЗВЛЕКАЛОВКА
Категории раздела
ВВЕДЕНИЕ В БИОЛОГИЮ [66]
ЭКОЛОГИЕ ТРОПЫ [19]
РЕКОРДЫ В МИРЕ ЖИВОТНЫХ [94]
ЗНАКОМЬТЕСЬ, ЭТО УЛИТКИ [7]
ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР РАСТЕНИЙ [76]
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ К УРОКАМ [168]
УВЛЕКАТЕЛЬНО О МИКРОБИОЛОГИИ [29]
ОНЛАЙН-УЧЕБНИКИ [306]
ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ В 11 КЛАССЕ [142]
УДИВИТЕЛЬНЫЕ ЖИВОТНЫЕ [23]
ЧЕЛОВЕК [361]
ОНЛАЙН-ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ [90]
ШКОЛЬНИКАМ О ДНК [73]
ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ К УРОКАМ БИОЛОГИИ. 8 КЛАСС [62]
ТИПОВЫЕ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ГИА [11]
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ К УРОКУ БИОЛОГИИ [18]
РАСТЕНИЯ. ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ МИР [19]
КОНСПЕКТЫ УРОКОВ БИОЛОГИИ [82]
ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО БИОЛОГИИ [27]
РАСТЕНИЯ И ЧИСТОТА ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ [0]
ЛЕКЦИИ ПО ОБЩЕЙ БИОЛОГИИ [25]
БИОЛОГИЧЕСКИЕ КРОССВОРДЫ [54]
АТЛАС ЮНОГО БИОЛОГА [88]
ЭКОЛОГИЯ ЖИВОТНЫХ [46]
ЖИВОТНОЕ ИЛИ РАСТЕНИЕ. ВВЕДЕНИЕ В НАУКУ О ЖИЗНИ [9]
УЧЕБНЫЕ ФИЛЬМЫ ПО БИОЛОГИИ [23]
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ ЖИВОТНЫХ [23]
РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К УРОКАМ ОБЩЕЙ БИОЛОГИИ В 10-11 КЛАССАХ [0]
БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОПЫТЫ [34]
ПОДГОТОВКА К ИТОГОВОЙ ПРОВЕРКЕ ЗНАНИЙ ПО КУРСУ БИОЛОГИИ [68]
КАК БАКТЕРИИ СДЕЛАЛИ НАШ МИР ОБИТАЕМЫМ [0]
ГЕНЕТИКА [95]
МОРСКИЕ РАКОВИНЫ [60]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Файлы » ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО БИОЛОГИИ

Игровые задания по теме «Земноводные и пресмыкающиеся»
13.05.2016, 23:55

Головоломка «Составьте слова»

Дано несколько слов, из букв, входящих в эти слова, нужно составить новые слова – названия земноводных или их личинок. К каким отрядам относятся эти земноводные?

Я, шаг, лук;
кол, ива, стог;
рана, сад, мал;
сальто, кол;
жар, як, лен;
ваш, как.

(Лягушка, головастик, саламандра, аксолотль, жерлянка, квакша.)

Конкурс «Почемучка»

1. Голова лягушки широкая и приплюснутая. С чем это связано?

(Воздух через ноздри попадает в ротовую полость, которая играет роль воздушного насоса – дно ротовой полости колеблется, накачивая воздух в легкие лягушки. Чем шире голова, тем больше площадь дна ротовой полости, тем больше воздуха засасывается при его колебаниях.)

2. Можно ли сделать рентген грудной клетки лягушки? Почему?

(Нельзя. У лягушки нет ни грудной клетки, ни ребер.)

3. Моргают ли лягушки? Почему?

(Моргание – приспособительный процесс, возникший в связи с пребыванием лягушек на суше. Их глаза приобрели парные подвижные веки и мигательную перепонку, которые защищают глаза от высыхания и засорения.)

4. Почему лягушка «пучеглазая»?

(Погрузившись в воду, лягушка выставляет на поверхность свои выпуклые глаза. Это позволяет ей видеть и добычу, и врагов, а самой оставаться незамеченной. Выпуклые глаза лягушки принимают участие в акте глотания, характерном только для амфибий. Глазные яблоки, вдавливаясь внутрь благодаря сокращению специальной мышцы, способствуют проталкиванию пищи в пищевод.)

5. Лягушки не могут обходиться без воды, но иногда подолгу живут на суше. Как им это удается?

(Лягушки запасают воду под кожей и в мочевом пузыре. На суше вода испаряется через кожу лягушки, но ее потери восполняются за счет этих «цистерн».)

6. Растут ли лягушки зимой?

(Зимой лягушки находятся в состоянии оцепенения на дне водоемов, в норах грызунов, под опавшей листвой и т.д. У них резко замедляется обмен веществ, клетки тела не делятся и роста практически не происходит.)

7. Лягушек называют «первыми слюнтяями планеты». Почему? Каковы особенности слюны лягушки?

(Земноводные первыми из позвоночных животных вышли на сушу. Здесь им потребовалось смачивать сухую пищу и ротовую полость, и у них развились слюнные железы. Но слюна лягушек не содержит ферментов и не оказывает химического воздействия на пищу.)

8. Почему говорят, что у лягушки язык «шиворот-навыворот»?

(Язык лягушки – мясистый, широкий и липкий. Передний конец его прикреплен ко дну рта, а задний – свободный и обращен внутрь, «шиворот-навыворот». Раздвоенный и липкий задний конец языка быстро выбрасывается из ротовой полости за движущимися насекомыми.)

9. Ящерицы могут бегать быстро, но их бег всегда прерывист. Почему?

(Ящерицы не могут одновременно бежать и дышать. Короткие остановки дают им возможность «отдышаться» и обеспечить организм кислородом.)

10. Почему, когда ящерица отбрасывает хвост, ранка не кровоточит?

(Мышцы, окружающие ранку, сокращаются и сдавливают стенки разорванных кровеносных сосудов.)

11. Почему взгляд змей немигающий, словно гипнотизирующий?

(Веки змеи срослись, образовав прозрачную пленку, защищающую глаз. Поэтому моргать змея не может.)

12. Змея, обвившая ножку чаши, и склонившаяся на ней, – древнейшая эмблема медицины. Какая это змея? Почему она получила такое название?

(Эскулапова змея, или эскулапов полоз. Водится в Южной Европе. Эта змея была изображена на жезле древнегреческого бога врачевания – Эскулапа. Змея, согласно легенде, помогла ему найти чудесное лекарственное растение.)

13. Змеи не имеют мочевого пузыря. Почему?

(Моча у змей очень концентрированная, в виде жидкой кашицы, что позволяет экономить воду. Такую мочу нет смысла накапливать в мочевом пузыре, и мочеточники открываются прямо в клоаку.)

14. Змеи высовывают язык, а крокодилы нет. Почему?

(Язык крокодила прирастает по всей длине ко дну ротовой полости.)

15. Панцирь зеленой, или суповой, черепахи имеет темно-коричневый цвет. Почему же черепаха получила такое название?

(Благодаря слою зеленого жира, расположенного под карапаксом. Черепаховый суп, имеющий зеленоватый оттенок, готовят из мяса и жира этой черепахи: отсюда ее второе название – суповая.)

16. Зимняя спячка пестрой черепахи, обитающей в Канаде, сопровождается превращением ее в «ледышку». Однако гибели черепахи не происходит. Почему?

(Клетки тканей черепахи содержат антифризы: глюкозу, глицерин, туарин, которые предохраняют ткани от замерзания.)

Конкурс «Черный ящик»

Угадайте, что находится в черном ящике.

1. Предмет, который используют для подводного плавания. В основу его конструкции были положены особенности строения задних конечностей лягушки. Кто впервые сконструировал это приспособление?

(Ножные ласты. Луи де Корле в 1929 г.)

2. Фотография необычной амфибии, послужившей прототипом главного героя китайского фольклора – дракона. Мясо этой амфибии – деликатес японской и китайской кухни. Что это за амфибия? Каковы ее биологические особенности?

(Исполинская саламандра. Длина ее тела может достигать 160 см, а вес – 30–40 кг. Встречается в Восточном Китае и Японии. Обитает в холодных горных реках, богатых кислородом. На сушу выходит редко. Питается рыбой, ракообразными, водными насекомыми. Из-за вкусного мяса этих амфибий усиленно истребляли, и численность их резко сократилась.)

3. Фотография «мученика науки», которому установлено два памятника. Кто это и где установлены эти памятники?

(Лягушка. Эти земноводные – объекты многих биологических и медицинских экспериментов. Памятники лягушкам установлены в парижском университете – Сорбонне и в Токио.)

4. Фотография самой крупной змеи мира. Что это за змея и где она обитает?

(Анаконда. Обитает в бассейнах рек Амазонки и Ориноко. Анаконда – водяной удав. Она прекрасно плавает, ныряет, может долго находиться под водой.)

5. Фотография животного, которое особо почитали и даже обожествляли в Древнем Египте. В его честь сооружали храмы, где живых животных содержали в мраморных бассейнах. Сверкающие драгоценные камни украшали их головы, а золотые браслеты – лапы. Жрецы подносили им на серебряных подносах пищу – жареных куропаток, окорока диких зверей. Что это за животное? Каково происхождение его названия? Почему его так почитали в Древнем Египте?

(Крокодил. Слово «крокодил» имеет греческое происхождение «кроко» – камень и «дило» – червь и означает «каменный червь». Жизнь египтян была тесно связана с Нилом. Ежегодно паводок приносил много ила, от которого зависела судьба урожая. В период паводка в низовьях Нила появлялось множество крокодилов. Египтяне думали, что не вода приносит крокодилов, а они воду. Поэтому их обожествляли. В праздник Нила, проводимый ежегодно, совершалось жертвоприношение. В канун праздника в Каире собирали самых красивых девушек из знатных семей. Они тянули жребий. Девушку, вытянувшую жребий, бросали на съедение крокодилам в реку.)

Конкурс «Угадай, кто я?»

Узнай по рассказу животное и назови его. Ответ можно давать, не дожидаясь окончания чтения рассказа. Чем раньше дан ответ, тем выше балл отвечающему.

1. У нас в стране это животное можно встретить в Приморье, на юге Забайкалья и на юге Европейской России. Оно может держаться на траве, на листьях и на стволах деревьев и кустарников. На кончиках пальцев у него есть присоски, которые помогают удерживаться на вертикальных поверхностях и даже на стекле. Эти присоски принесли животному дурную славу. Некоторые люди убеждены в том, что оно прыгает на человека, присасывается к коже и пьет кровь. На самом деле в этом нет ни слова истины – это животное питается насекомыми и их личинками. Весной откладывает икру в водоемах и снова возвращается на деревья. Окраска его тела может меняться в зависимости от погоды и окружающего фона.

(Квакша.)

2. Есть люди, которые с отвращением и ненавистью относятся к этим животным. Они распространяют небылицы о том, что от них появляются бородавки. Это неправда. Это полезные животные, которые истребляют в огородах голых слизней, гусениц бабочек и других вредителей.

(Жабы.)

3. Это яркоокрашенное животное может свободно уместиться на ногте большого пальца. Водится в тропических лесах Колумбии. Оно обладает самым сильным ядом в мире животных. Брать его голыми руками опасно. Яда одного такого животного достаточно для обработки 50 стрел. Смертоносность яда сохраняется до 15 лет.

(Лягушка кокоа.)

4. Эти животные водятся в мелких пресных водоемах в Приморье, Китае и Европе. Сверху их тело окрашено в тон дна водоема – серо-зеленоватое или бурое. А вот живот яркий, с красными, оранжевыми или желтыми пятнами. В случае опасности эти животные переворачиваются на спину и выгибаются, устрашая врага. Надежное средство защиты у них – кожные ядовитые железы. Выделения этих желез имеют едкий запах, вызывающий слезотечение, а при попадании на царапины – жжение и боль. Зимуют эти животные на суше.

(Жерлянки.)

5. Это животное обитает в пустынях Средней Азии, в предгорьях. Это хищник, поедающий грызунов, мелких черепах, ящериц, змей, жуков, птиц. Цвет его кожи желтовато-серый, поэтому оно незаметно среди песка и камней. Зиму и жаркое время дня оно проводит в старых норах сусликов и черепах. Это самая крупная ящерица в тех местах.

(Серый варан.)

6. Эти животные встречаются в Африке, Южном Средиземноморье, Индии, на острове Мадагаскар. Живут на деревьях. Их туловище обычно сжато с боков, а голова украшена шлемом с гребнем или рогами. Шея короткая. Они могут в течение целого дня не менять своего положения, прицепившись к ветке цепкими ногами и хвостом, который служит хватательным органом. Зато в постоянном движении находятся их глаза, вращающиеся в разные стороны.

(Хамелеоны.)

Одно животное в каждом ряду лишнее. Определите, какое, и объясните, почему.

  • Уж, желтопузик, кобра, удав.

  • Хамелеон, крокодил, тритон, черепаха.

  • Гадюка, желтопузик, агама, веретеница.

(Желтопузик – безногая ящерица, остальные – змеи; тритон – земноводное, остальные – пресмыкающиеся; гадюка – змея, остальные – ящерицы.

Конкурс «Кто лишний?»

1. Про каких животных можно сказать, что они вылезают из кожи вон? (Про змей. Во время линьки старая кожа слезает с них чулком, не разрываясь.)

2. Глаза какого животного могут смотреть в разные стороны независимо друг от друга? (Хамелеона.)

3. Каких ящериц часто принимают за змей? (Безногих – желтопузика и веретеницу.)

4. Какие животные спят с открытыми глазами? (Рыбы – у них нет век; змеи – у них веки срослись.)

5. Когда пресмыкающиеся впадают в спячку? (При низких температурах и в жару при отсутствии воды.)

6. Амфибии не могут жить в соленой воде, а рептилии могут. Как вы думаете, чем это можно объяснить?
(Кожа амфибий свободно пропускает воду, и в соленой морской воде их клетки сжались бы, как это происходит с клетками растений, если их поместить в раствор соли. Кожа рептилий не пропускает воду. Кроме того, у морских пресмыкающихся есть специальные солевые железы, выводящие избыток солей.)

7. Почему змеи могут питаться крупной добычей, заглатывая ее целиком?

(У змей нет замкнутой грудной клетки, а правая и левая половинки нижней челюсти соединены между собой и с головой растяжимыми связками. Стенки же тела хорошо растягиваются, поэтому змея может заглотить добычу намного толще себя.)

8. У кого больше поверхность легких – у пресмыкающихся или земноводных? (У пресмыкающихся. У них нет кожного дыхания, только легочное. Чем больше поверхность легких, тем дыхание эффективнее.)

9. У крокодилов слабо развито обоняние и осязание. Как они обнаруживают добычу? (У них хорошо развиты слух и зрение.)

Викторина

Наберите на телефонном диске указанные ниже числа. Каждому числу соответствует определенная буква. Вы узнаете просьбу рыбки:

3, 5, 1, 2, 1, 6, 13, 2, 11, 8, 4, 12, 10, 1, 3, 1, 2, 7, 9, 4.

«Тревожный звонок»

(«Много лягушек, помогите!» Комментарий учителя: крупные озерные лягушки, живущие в рыборазводных прудах, могут поедать много мальков. Во всех остальных случаях лягушки полезны: они уничтожают вредных насекомых.)

Кроссворд «Кубики»

В клетки запишите названия тех земноводных, которые заканчиваются буквой «А».

(Жаба, квакша, лягушка, жерлянка, саламандра.)

Кроссворд «Знаете ли вы?»

 «Кубики»

На кубиках записаны буквы, из которых нужно составить название четырех пресмыкающихся. Заполните клетки буквами слева направо, чтобы получились названия:

1) самой крупной ящерицы, 2) очковой змеи, 3) большой ядовитой змеи, 4) удава.

(Варан, кобра, гюрза, питон.)

Категория: ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО БИОЛОГИИ | Добавил: admin | Теги: игры по биологии, методический портал для учителей би, внеклассные мероприятия по бтолог, биология в школ, сценарии внеклассных мероприятий по
Просмотров: 2099 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Поиск

РАЗВИТИЕ БИОЛОГИИ

БИОЛОГИЧЕСКИЕ СПРАВОЧНИКИ
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Вход на сайт


    Copyright MyCorp © 2020
    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru