Вторник, 31.03.2020
                       


МЕНЮ
УЧИТЕЛЮ БИОЛОГИИ
К УРОКАМ БИОЛОГИИ
ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР РАСТЕНИЙ
В МИРЕ ЖИВОТНЫХ
АНАТОМИЯ БЕЗ ТАЙН И ЗАГАДОК
ИНТЕРЕСНО УЗНАТЬ
БИОЛОГИЧЕСКАЯ РАЗВЛЕКАЛОВКА
Категории раздела
ВВЕДЕНИЕ В БИОЛОГИЮ [66]
ЭКОЛОГИЕ ТРОПЫ [19]
РЕКОРДЫ В МИРЕ ЖИВОТНЫХ [94]
ЗНАКОМЬТЕСЬ, ЭТО УЛИТКИ [7]
ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР РАСТЕНИЙ [76]
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ К УРОКАМ [168]
УВЛЕКАТЕЛЬНО О МИКРОБИОЛОГИИ [29]
ОНЛАЙН-УЧЕБНИКИ [306]
ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ В 11 КЛАССЕ [142]
УДИВИТЕЛЬНЫЕ ЖИВОТНЫЕ [23]
ЧЕЛОВЕК [361]
ОНЛАЙН-ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ [90]
ШКОЛЬНИКАМ О ДНК [73]
ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ К УРОКАМ БИОЛОГИИ. 8 КЛАСС [62]
ТИПОВЫЕ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ГИА [11]
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ К УРОКУ БИОЛОГИИ [18]
РАСТЕНИЯ. ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ МИР [19]
КОНСПЕКТЫ УРОКОВ БИОЛОГИИ [82]
ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО БИОЛОГИИ [27]
РАСТЕНИЯ И ЧИСТОТА ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ [0]
ЛЕКЦИИ ПО ОБЩЕЙ БИОЛОГИИ [25]
БИОЛОГИЧЕСКИЕ КРОССВОРДЫ [54]
АТЛАС ЮНОГО БИОЛОГА [88]
ЭКОЛОГИЯ ЖИВОТНЫХ [46]
ЖИВОТНОЕ ИЛИ РАСТЕНИЕ. ВВЕДЕНИЕ В НАУКУ О ЖИЗНИ [9]
УЧЕБНЫЕ ФИЛЬМЫ ПО БИОЛОГИИ [23]
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ ЖИВОТНЫХ [23]
РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К УРОКАМ ОБЩЕЙ БИОЛОГИИ В 10-11 КЛАССАХ [0]
БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОПЫТЫ [34]
ПОДГОТОВКА К ИТОГОВОЙ ПРОВЕРКЕ ЗНАНИЙ ПО КУРСУ БИОЛОГИИ [68]
КАК БАКТЕРИИ СДЕЛАЛИ НАШ МИР ОБИТАЕМЫМ [0]
ГЕНЕТИКА [95]
МОРСКИЕ РАКОВИНЫ [60]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Файлы » ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО БИОЛОГИИ

Интеллектуальная биологическая игра "Вода, вода - кругом вода"
19.09.2016, 16:41

Цели: способствовать расширению и углублению знаний о воде как особом экологическом факторе, определяющем жизнедеятельность организмов на Земле; расширять кругозор учащихся; продолжить формирование познавательного интереса к предмету; воспитывать экологическую культуру учащихся.

Оформление кабинета: Выставка рисунков "Мир воды глазами детей”, фотостенд "Родник моего детства”, репродукции картин .

Эпиграф: "Нет ничего более драгоценного ископаемого, чем вода, без которой жить нельзя”. (Академик А.П. Карпинский)

Ход игры

Ведущий: 22 марта во всем мире проводится День воды. Что такое вода? Такой вопрос может показаться не только странным, но даже немного невежливым. Кто же этого может не знать? Всякий знает, что вода – это соединение водорода и кислорода. Всем известная формула Н2О.

Вода – она всегда рядом с нами, мы знаем ее с рождения, привыкаем к ней и поэтому чудом не cчитаем. Между тем, вода – одно из самых ярких чудес природы. Она не только дает жизнь, это еще и источник красоты на Земле. Нас радует лесное озеро, успокаивает журчание ручья, удивляют облака, плывущие в небе. "Все есть вода”, – утверждал греческий философ и математик Фалес, подчеркивая значение этой, казалось бы, невзрачной жидкости для всего живого. Вода – самая популярная и самая загадочная из всех жидкостей, существующих на Земле. Она занимает особое положение среди природных богатств Земли – она незаменима. Вода будет необходима во все века и всюду, где существуют земные формы жизни.

Ученик:

Вы слыхали о воде? Говорят она везде!
В луже, в море, в океане и в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает, в лес туманом заползает,
Ледником в горах зовется, лентой серебристой вьется
Средь высоких, стройных елей, рушится потоком селей.
На плите у вас кипит, паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае. Мы ее не замечаем,
Мы привыкли, что вода – наша спутница всегда!
Без нее нам не умыться, не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить без воды нам не прожить!
Вы ее в пруду найдете, и в сыром лесном болоте
Путешествует всегда наша спутница – ВОДА!

Ведущий: Вода занимает 70% поверхности земного шара. Она содержится в воздухе и в почве, образует океаны, реки и озера. Без воды невозможно существование растений, животных и людей. Пресной воды на Земле всего лишь 3%. С каждым годом люди расходуют воды все больше и больше. Если житель древнего Рима тратил в сутки не более 5 л воды, то житель современного города расходует более 350 литров! Уже сейчас около трети Земли испытывает недостаток в чистой пресной воде. Возросший дефицит воды связан с загрязнением водоемов промышленными и бытовыми стоками. Поэтому воду надо беречь от загрязнений и экономно расходовать. Сегодняшняя интеллектуально- познавательная игра "Вода вокруг нас”, участниками которой вы являетесь, позволит выявить и пополнить знания о воде и о многом другом, что связано с ней.

Условия игры: Играют 2 команды по 6-8 человек. Каждая команда заранее готовит название команды, эмблемы, приветствие и девиз, связанные с водной тематикой. Игра включает несколько блоков. Конкурсы оценивают члены жюри.

Блок 1: Классическая экология.

Вопрос 1. Дайте характеристику условий жизни в водной среде.

Ответ: Плотная среда, недостаток света, ограниченное количество кислорода, слабые перепады температуры.

Вопрос 2. Назовите основные группы гидробионтов.

Ответ: Нектон, планктон, бентос.

Вопрос 3. По отношению к водному режиму выделяют несколько экологических групп растений. Назовите их.

Ответ: Влаголюбивые – гидрофиты (гидатофиты, гидрофиты, гигрофиты); предпочитающие умеренную влажность – мезофиты; сухолюбивые – ксерофиты (суккуленты, склерофиты).

Вопрос 4. Что такое эвтрофикация?

Ответ: Повышение первичной продуктивности водоемов в результате накопления в воде биогенных элементов ( соединения азота, фосфора, серы, железа, кальция, магния и др.) Эвтрофикация может быть ускорена деятельностью человека. Биогенные компоненты поступают в водные экосистемы как водным, так и воздушным путем.

Вопрос 5.Объясните,почему водные млекопитающие (киты, дельфины) имеют гораздо более мощные теплоизоляционные покровы (подкожный жир), чем наземные звери,обитающие в суровых холодных условиях.для сравнения: температура соленой воды не опускается ниже – 1,3°С, а температура воздуха на суше может падать до – 70°С.

Ответ: Вода, в отличие от воздуха, обладает значительно более высокой теплопроводностью и теплоемкостью. Теплый предмет (например, гомойотермное животное) будет намного быстрее остывать (отдавать тепло) в воде, чем на воздухе.

Вопрос 6. Перечислите, изменения каких характеристик водной среды могут создавать преграды для расселения рыб в водной толще.

Ответ: Изменения таких показателей, как соленость, прозрачность, температура, плотность, скорости течения, наличие или отсутствие определенных минеральных или органических веществ в воде могут создавать преграды для расселения рыб в водной толще.

Блок 2: Краеведение.

Вопрос 1. "Я бывал и на прекрасном Средиземном море, и в Атлантическом океане, а все-таки до сего дня с любовью помню тихое темное озеро”, – вспоминает Ф.И. Шаляпин. О каком озере Татарстана идет речь?

Ответ: озеро Кабан.

Вопрос 2. Перечислите крупные реки, протекающие на территории Татарстана.

Ответ: Волга, Кама, Вятка, Белая.

Вопрос 3. Почему Каму можно считать главной рекой Татарстана?

Ответ: Из всех больших рек на территории Татарстана Кама имеет наибольшую протяженность – 380 км.

Вопрос 4. Две реки с примечательными названиями впадают в Каму почти напротив друг друга. Что это за реки?

Ответ: Ик и Иж.

Вопрос 5. В долине какой реки расположен город Альметьевск?

Ответ: В долине реки Степной Зай.

Вопрос 6. 7 августа 1939 года недалеко от села Верхний Акташ Альметьевского района на колхозном поле под трактором СТЗ внезапно провалилась земля. Образовалась воронка, заполненная водой. Сегодня это озеро округлой формы и глубиной 28 м. Как оно называется?

Ответ: Акташский провал.

Блок 3: Гидробиология.

Вопрос 1. С какой водорослью связано существование моря без берегов? Как называется это море?

Ответ: Скопление бурой водоросли саргассума северо-восточнее Антильских островов образует необычайно спокойное Саргассово море, не имеющее берегов.

Вопрос 2. Сильное "цветение” воды, наблюдаемое иногда в прудах, часто сопровождается замором рыбы. Объясните это явление.

Ответ: В неглубоких, хорошо прогреваемых солнцах водоемах можно наблюдать "цветение” воды в результате массового размножения водорослей и цианобактерий (сине-зеленых). Разложение отмирающих водорослей и бактерий вызывает острую нехватку кислорода в водоеме. Органические вещества претерпевают бескислородное разложение, в результате чего выделяются метан, аммиак, сероводород, губительные для водных обитателей. Кроме того, некоторые сине-зеленые при жизни выделяют ядовитые вещества.)

Вопрос 3. В озеро, где обитали только "мирные” рыбы, при подселении других видов мирных” рыб случайно попала икра хищной рыбы. Опишите, какие последствия это может иметь.

Ответ: Возможные последствия различны: икра может погибнуть от неблагоприятных абиотических условий; икру и личинок могут съесть "мирные” рыбы; в случае выживания хищных снизится количество "мирных” рыб; впоследствии может установиться динамическое равновесие.

Вопрос 4. В некоторых хозяйствах в одних и тех же прудах разводят и карпов, и уток. При этом рыбная продукция не снижается, а повышается. Предложите объяснение.

Ответ: Утки "вносят” удобрение (помет), что способствует развитию водорослей и беспозвоночных, служащих пищей карпам.

Вопрос 5. О каком растении идет речь в древней легенде? Родовое название этого растения происходит от латинского слова nymphaios – населенный нимфами, женскими божествами или посвященный им. По одному из приданий, в этот цветок превратилась юная красавица Нимфея. Ночью она спала на мягком дне лесного озера, а утром поднималась на поверхность, где умывалась розовой зарей. Однажды к озеру подошел красивый и стройный юноша. Увидела его Нимфа и влюбилась. Но юноша вскоре ушел, а Нимфея осталась на поверхности воды и ждала его до тех пор, пока не превратилась в белоснежный красивый цветок.

Ответ: Кувшинка белая (лилия водяная) – Nymphaea alba.

Вопрос 6. Составьте схему цепи питания, характерную для болот, если ее компонентами являются: лягушка, водный детрит (органические вещества), комар, стрекоза, уж. Какие компоненты данной цепи могут наиболее часто включаться в другие цепи питания?

Ответ: Детрит – комар – стрекоза – лягушка – уж. Наиболее часто в другие цепи включены детрит и комары.

Блок 4: В мире литературы.

Вопрос 1.

"Князь пошел, забывши горе ,
Сел на башню, и на море стал глядеть он;
Море вдруг всколыхалося вокруг…”

Назовите автора этих строк и произведение, из которого они взяты.

Ответ: А.С. Пушкин. "Сказка о царе Салтане”.

Вопрос 2. "Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь… ты самое большое богатство на свете”. Назовите автора этих слов.

Ответ: Антуан де Сент-Экзюпери.

Вопрос 3: Сколько лет рыбачил старик в известной сказке А.С. Пушкина, пока не поймал золотую рыбку?

Ответ: Тридцать лет и три года.

Вопрос 4: Как называлась харчевня в сказке А.Толстого "Золотой ключик?

Ответ: "Три пескаря”.

Вопрос 5: Имя какого головоногого моллюска носил подводный корабль капитана Немо из книги Ж. Верна "2000 лет под водой”?

Ответ: Корабль "Наутилус”, головоногий моллюск – тоже наутилус.

Вопрос 6: Жабры какой рыбы хирург пересадил юноше Ихтиандру в знаменитом фантастическом романе А. Беляева "Человек – амфибия”?

Ответ: Акулы.

Вопрос 7: Какую серьезную зоологическую ошибку допустил М.Ю. Лермонтов, сравнивая кавказскую реку с львицей?

И Терек, прыгая ,как львица
С косматой гривой на хребте,
Ревел.

Ответ: Ошибка поэта в том, что гривы у львиц не бывает.

Блок 5: Загагочный

  1. Чуть дрожит на ветерке
    Лента на просторе.
    Узкий кончик – в роднике,
    А широкий – в море.
    (Река)
  1. Не вода и не суша –
    А лодке не уплывёшь
    И ногами не пройдёшь.
    (Болото)
  1. Бегу я, как по лесенке,
    По камушкам звеня,
    Издалека по песенке
    Узнаете меня.
    (Ручей) 
  1. Утром бусы засверкали,
    Всю траву собой заткали.
    А пошли искать их днём,
    Ищем, ищем – не найдём.
    (Роса)
  1. Зимой греет,
    Весной тлеет,
    Летом умирает,
    Осенью летает.
    (Снег)
  1. Кругом вода,
    А с питьём беда.
    (Море)

Блок 6: Экологический мониторинг.

Вопрос 1. Опишите, в чем преимущество замкнутых технологий использования воды по сравнению со строительством совершенных очистных сооружений?

Ответ: Даже самые совершенные промышленные очистные сооружения не способны полностью очистить канализационные и промышленные стоки вод. В замкнутых технологиях вода, используемая в производстве, не попадает в окружающую среду, поэтому не происходит ее загрязнения.

Вопрос 2: Сплав деревьев по рекам экономически очень выгоден (не надо строить дороги, использовать дорогостоящую технику, расходовать топливо и т. д.). Объясните, почему экологи против такой транспортировки, особенно, если деревья не связываются в плоты, а сплавляют поодиночке?

Ответ: При такой транспортировке часть деревьев тонет, загромождает берега, оседает на излучинах реки, на дно реки попадает большое количество коры и частей сплавляемых бревен. На многих северных реках нашей страны утонувшие деревья выстилают дно на несколько метров вглубь. Гниение этой древесины и коры сопровождается потреблением большого количества кислорода и выделением разнообразных ядовитых веществ. Это приводит (особенно в жаркое лето) к массовой гибели водных организмов.

Вопрос 3. Собранный на дорогах города снег дорожные службы вывозят в специально вырытый котлован. Почему экологи запрещают вывозить этот снег на поле или в лес?

Ответ: Снег, собранный с дорог, содержит большое количество вредных веществ (нефтепродукты, кислоты, соли, резину, сажу и многие другие соединения). Попадание этих веществ на поля, в леса без природной или искусственной очистки опасно.

Вопрос 4. Наличие каких загрязнений может обуславливать неприятный запах питьевой воды?

Ответ: Наличие продуктов гниения?

Вопрос 5. Что такое активный ил?

Ответ: Так называемое скопление большого количества микроорганизмов, которые в процессе биологической очистки сточных вод разрушают содержащиеся в воде растворенные органические вещества.

Вопрос 6. Как вы считаете, что необходимо сделать, чтобы уменьшить нефтезагрязнение вод и суши?

Ответ: Для уменьшения загрязнения вод и суши нефтепродуктами необходимо внедрять в производство и транспортное хозяйство замкнутые циклы использования воды, очистку промышленных стоков, предотвращать аварии при добыче и транспортировке нефтепродуктов, внедрять безопасные технологии при добыче и транспортировке нефтепродуктов, заменять бензин как топливо на более экологически безопасные горючие материалы.

Ведущий: На этом наша конкурсная программа завершена. Прошу членов жюри подвести итоги конкурсов.

Подведение итогов конкурса.

Ведущий: В заключении хотелось бы еще раз напомнить всем, что вода – самое бесценное вещество на Земле, которое мы должны сохранить для последующих поколений.

Как хорошо, когда река
И широка, и глубока!
Над ней – пышнее облака,
Свежей дыханье ветерка,
Стройней и выше лес над ней,
И луг прибрежный зеленей!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить!

Категория: ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО БИОЛОГИИ | Добавил: admin | Теги: игры по биологии, методический портал для учителей би, внеклассные мероприятия по бтолог, биология в школ, сценарии внеклассных мероприятий по
Просмотров: 827 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Поиск

РАЗВИТИЕ БИОЛОГИИ

БИОЛОГИЧЕСКИЕ СПРАВОЧНИКИ
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Вход на сайт


    Copyright MyCorp © 2020
    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru