Четверг, 21.09.2017
                       


МЕНЮ
УЧИТЕЛЮ БИОЛОГИИ
К УРОКАМ БИОЛОГИИ
ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР РАСТЕНИЙ
В МИРЕ ЖИВОТНЫХ
АНАТОМИЯ БЕЗ ТАЙН И ЗАГАДОК
ИНТЕРЕСНО УЗНАТЬ
БИОЛОГИЧЕСКАЯ РАЗВЛЕКАЛОВКА
Категории раздела
КАК МЫ ВИДИМ ТО, ЧТО ВИДИМ [15]
ТАЙНЫ ПАМЯТИ [48]
НАШИ ОРГАНЫ ПИЩЕВАРЕНИЯ [48]
ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ [12]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » ЧЕЛОВЕК » ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ

ЧАСТЬ ДЕСЯТАЯ. ОРГАНЫ ЧУВСТВ
ГЛАВА 1

Фортепиано человеческого уха

В ощущениях звука, как известно, можно различать две стороны: силу звука и его высоту, или тон. Сила звука зависит от величины размаха колебаний звучащего тела. Чем больше этот размах, тем сильнее звуковая волна раздражает слуховой нерв. Высота же звука зависит от числа колебаний звучащего тела в секунду. Чем больше этих колебаний, чем быстрее дрожит струна, тем звук выше.

В слуховом аппарате самую существенную часть составляет внутреннее ухо, или так называемый лабиринт. Он состоит из двух перепончатых мешочков, соединенных друг с другом каналом и заполненных довольно густой жидкостью. В этой жидкости плавают мельчайшие известковые камешки, которые под действием звука приходят в колебательное состояние и раздражают при этом нервные окончания слухового нерва. От верхнего мешочка отходят три канала, расположенных во взаимно перпендикулярных плоскостях и имеющих форму полукруга; они называются «полукружными каналами». От нижнего мешочка отходит особый канал, который закручивается наподобие раковины улитки, почему и называется «улиткой». Весь этот перепончатый лабиринт вложен в костный лабиринт, как в чехол, так что получаются два вложенных один в другой лабиринта.

Для различения высоты тона служит улитка; это музыкальная часть слухового аппарата. Устройство ее основано на следующей особенности звука. Если в комнате поставить два рояля и на одном из них взять какой-нибудь звук, например ре третьей октавы, то на другом инструменте, до которого мы не дотрагивались, начинает дрожать и даже издавать звук струна, дающая звук той же самой высоты, т. е. ре третьей октавы. Канал костной улитки внутри разгорожен двумя перегородками на три канала. Из этих перегородок одна, называемая «основной перепонкой», состоит из волокон, натянутых наподобие струн поперек улитки. Так как улитка от своего основания к концу постепенно становится все тоньше и тоньше, то и волокна эти постепенно становятся короче. Получается система струн вроде струн рояля или арфы. К каждому волоконцу подходит особая веточка слухового нерва, которая и передает раздражение в головной мозг, а там это раздражение ощущается в форме звука определенной высоты. Если, например, мы возьмем на фортепиано звук ре третьей октавы, то в основной перепонке улитки начинает дрожать только одно определенное волоконце, соответствующее звуку именно этой высоты.


Рис. 42. Слуховой аппарат человека: О — ушная раковина; Ag — наружный слуховой проход; Тr — барабанная перепонка; Н — молоточек; А — наковальня; St — стремя; Р — барабанная полость; Е — отверстие евстахиевой трубы; Нс — полукружный канал лабиринта; N — слуховой нерв.

Самый низкий звук, различаемый ухом большинства людей, получается при колебании звучащего тела 40 раз в секунду, а самый высокий звук, доступный уху большинства людей, получается при 16000 колебаний в секунду. Некоторые, однако, слышат звуки числом колебаний около 20000, даже высокие звуки до 40 000 колебаний в секунду. Если тело колеблется слишком медленно, оно производит ощущение шума или низкого жужжания. Колебания более быстрые, нежели 40000 раз в секунду, человек вовсе не слышит, но их слышит, например, собака.

В наших музыкальных инструментах можно получить разные звуки обыкновенно только в пределах 7–8 октав; каждая октава состоит из семи тонов; но наше ухо может различать не только полутона, но даже 1 128 долю тона, т. е. в пределах 8 октав около 7000 звуков разной высоты. Отсюда можно сделать вывод, что и в основной перепонке улитки должно быть не менее 7000 отдельных волоконец. На самом деле их даже больше, чем это нужно для различения 7000 звуков. Обыкновенно их насчитывают до 25000, но бывает даже до 60000. Отсюда видно, что наше ухо не использовало еще возможности восприятия всего разнообразия звуков. Поэтому тонкость слуха увеличивается вследствие упражнения.


ГЛАВА 2
Как мы различаем тембр звука

На двух разных музыкальных инструментах, например на флейте и скрипке, можно получить звук одной и той же высоты, но наше ухо легко различает звук флейты от звука скрипки, потому что каждый из этих инструментов имеет свой оттенок, или так называемый тембр. Оттенок этот получается вследствие того, что к основному звуку инструмента присоединяются звуки, издаваемые различными частями инструмента. Когда струна скрипки, издавая звук, дрожит, то начинают дрожать и стенки скрипки, сами издавая звук. Эти прибавочные звуки и придают основному тот или другой оттенок, или тембр. Они бывают значительно слабее основного, но выше его, почему и называются обертонами. Поэтому каждый звук, производимый музыкальным инструментом, только кажется нам простым, на самом деле он представляет смесь звуков разных тонов, можно сказать, целый концерт. Так как в улитке находится не менее 25000 волоконец, настроенных на разные тона, то неудивительно, что на все эти добавочные звуки, или обертоны, найдется определенное волоконце в улитке, которое станет дрожать, породит в головном мозгу свой звук, а этот добавочный звук присоединится к основному и придаст ему особый тембр.


ГЛАВА 3
Могут ли заболеть уши от звуков?

Когда мать унимает своих детей и говорит при этом, что у нее от их крика болят уши, мы считаем эти слова преувеличением, как преувеличением мы считаем уверение, что от хлопот «лопнет голова». Голова не может лопнуть от хлопот, но уши могут заболеть, и даже серьезно, если им приходится долгое время слышать раздирающие звуки. В этом убедились на опытах с морскими свинками. Перед свинками производили свист свистушками разных тонов, потом убивали их, вскрывали ухо и под микроскопом находили в нем следующие повреждения. Как уже было сказано, канал улитки разгорожен двумя перепонками на три канала. Одна из перепонок, так называемая основная, состоит из волокон, соответствующих струнам музыкального инструмента. Они отходят от валика, к которому подходят нервные окончания, воспринимающие звук. Валик носит название Кортиева органа.

Этот Кортиев орган оказался разрушенным, и не по всей длине, а в определенном участке, как полагают, именно там, где отходят волокна, соответствующие тону звука свистка. Некоторые клетки Кортнева органа доходили почти до полного разрушения, вместе с тем наблюдалось и перерождение клеток и волокон того нерва, который подходит к улитке.


Рис. 43. Схема устройства лабиринта: Y — улитка; К — полукружные каналы.

Рис. 44. Поперечный разрез улитки: Р — Рейснерова перепонка, ОП — основная перепонка; К — Кортиев орган.
Рис. 45, Продольный разрез конца улитки, видны волокна основной перепонки.


ГЛАВА 4
Отчего, прислушиваясь, мы глотаем слюну?

В конце наружного слухового прохода находится так называемая барабанная перепонка, которая вследствие звука дрожит, как мембрана телефонов. Это дрожание через посредство трех косточек («молоточка», «наковальни» и «стремени») передается в лабиринт. В жидкости лабиринта возникает ряд волн, которые посредством особых камешков раздражают слуховой нерв. Названные три косточки, находящиеся по ту сторону барабанной перепонки, помещаются в довольно большой полости, так называемой «барабанной», или среднего уха. Полость эта, наполненная воздухом, соединяется с полостью рта широким каналом, получившим название евстахиевой трубы.


Рис. 46. Барабанная перепонка. Три слуховые косточки (К, S, М) левого уха. Вид изнутри, со стороны барабанной полости.

Чтобы барабанная перепонка колебалась наилучшим образом, необходимо равенство давления воздуха по обе ее стороны. Если в барабанной полости давление воздуха окажется большим, нежели в атмосфере, перепонка колеблется недостаточно сильно. Для уравновешивания давления и служит евстахиева труба, которая соединяет барабанную полость с полостью рта и с наружной средой. Но труба эта по большей части бывает закрыта и открывается только в определенных случаях, между прочим, при глотании. Поэтому-то человек, когда к чему-нибудь внимательно прислушивается, то глотает слюну и тем поддерживает равенство давлений наружного воздуха и воздуха, находящегося в барабанной полости.


ГЛАВА 5
Зачем при сильном звуке открывают рот?

Звук распространяется в воздухе в виде волны, которая при сильном звуке может производить большую механическую работу. От звука пушечных выстрелов, как известно, разлетаются вдребезги стекла. Этот звук может даже прорвать барабанную перепонку уха, почему артиллеристы при стрельбе из пушек затыкают ухо ватой, а звонари, когда звонят в большой колокол, открывают рот. Когда раскрыт рот, звуковая волна чрез евстахиеву трубу ударяет также и на внутреннюю поверхность барабанной перепонки, и эти удары до некоторой степени уравновешивают давление на наружную поверхность.


ГЛАВА 6
Направление звука

Кошка, если ее позвать, поворачивает ухо в ту сторону, откуда исходит приглашающий ее звук. Очевидно, внешнее ухо, или ушная раковина, служит для того, чтобы ловить звуковую волну. Поворачивая ухо в ту или другую сторону, кошка легко определяет направление, откуда исходит звук, потому что в этом направлении звук слышен ей наиболее ясно. У человека ушная раковина утратила свою подвижность (только у немногих она слегка может двигаться), но значение ее как органа определения направления звука вполне сохранилось. Если обе ушные раковины залепить воском или замазкой, оставив, однако, отверстие уха, то тонкость слуха нисколько не нарушается, но ухо теряет способность определять направление, откуда исходит звук. Ослабевает эта способность и в том случае, если у человека одно ухо ничего не слышит; ясно, что для нормального состояния этой способности необходимо, чтобы работали оба уха. Если звук летит на человека прямо спереди, он производит одинаковое впечатление на оба уха. То же бывает, если он летит прямо сзади, но в этом случае звуковая волна попадает в отверстие уха иным путем, нежели в первом, потому что ударяет в заднюю стенку ушной раковины, и звук получает несколько иной оттенок, который хорошо различается ухом. Если звук подходит к голове человека сбоку, он производит более сильное впечатление на то ухо, которое направлено в его сторону. По разнице этих впечатлений человек и судит о направлении, откуда исходит звук. Но вообще способность эта у человека развита очень слабо, чем и объясняется успех представления чревовещателей.


Рис. 47. При внимательном слушании часто раскрывают рот.

Ушная раковина, однако, может и сама по себе передавать звук. Известно, что твердые тела передают звук лучше воздуха, вот почему человек, за которым гонится погоня на лошадях, прислушивается к погоне, приложив ухо к земле. Ушная раковина состоит из хряща, одетого кожей, а хрящ отличается большой упругостью и отлично передает сотрясения звуковой волны. В том, что ушная раковина независимо от барабанной перепонки может передавать звук, можно убедиться на себе следующим опытом. Если привести в сотрясение камертон и держать его близко около уха, то можно слышать, как звук камертона постепенно слабеет. Когда звук сделается совершенно неслышным, камертон прикладывают ручкой к ушной раковине — и ухо снова начинает слышать прежний звук.


ГЛАВА 7
Можно ли слышать звуки, которых нет?

Слуховой нерв, как и нервы других органов чувств, может вызывать только звуковое ощущение, каким бы раздражителем мы его ни раздражали. Если его раздражать электричеством или прикосновением — всякий раз получается ощущение звука. Поэтому в некоторых случаях ухо слышит звуки, которых на самом деле не существует. Если в ухо заползет букашка и коснется барабанной перепонки, получается ужаснейший треск. В случае воспаления некоторых частей уха или опухолей лабиринт может подвергаться давлению, которое вызывает ощущение шума. Опухоль может оказать давление на слуховые косточки, которые, в свою очередь, начинают давить на барабанную перепонку, и получается опять шум в ушах. Звон в ушах происходит также при некоторых расстройствах нервной системы и кровообращения, а у старых людей уши постоянно слышат шум. Иногда эти кажущиеся звуки принимают характер настоящих галлюцинаций: человеку чудится, что кто-то зовет его по имени, кто-то плачет, смеется; эти галлюцинации указывают на глубокое расстройство нервной системы.

К старости упругость барабанной перепонки уменьшается, и слух портится. Однако даже с прорванной барабанной перепонкой, даже без двух косточек, примыкающих к этой перепонке, слух хотя ослабевает, но не пропадает совсем. Если же нет третьей косточки, стремени, которая запирает отверстие в костном лабиринте, то наступает полная глухота. Полная глухота по разным причинам бывает и от рождения. Вследствие невозможности слышать такие дети не могут научиться говорить и потому становятся глухонемыми.


ГЛАВА 8
Чувство равновесия

В верхней части лабиринта, как уже было сказано, находятся три полукружных канала. Один из них расположен в плоскости, вертикальной и параллельной длине тела, другой — тоже в вертикальной, но перпендикулярной к длине тела, а третий в плоскости, горизонтальной и перпендикулярной двум первым каналам. Опыты над животными показывают, что хотя полукружные каналы составляют часть слухового аппарата, в слуховых ощущениях никакой роли не играют. Это совершенно особый по своему значению орган, заведующий чувством равновесия. С их помощью человек и животные чувствуют нормальность или ненормальность своего положения относительно направления силы тяжести. Если у голубя повредить вертикальный и продольный канал, то птица начинает припадать вперед и назад. Она не чувствует, если ее тело примет ненормальное положение именно в плоскости вертикальной и продольной. Если же повредить канал вертикальный и поперечный, то голубь припадает на бок. Человек, у которого повреждены эти каналы хотя бы с одной стороны, теряет чувство равновесия: он не может стоять без поддержки, и голова у него постоянно кружится. Всякому известно, что если долго кружиться на одном месте, то наступает состояние, какое бывает при повреждении полукружных каналов. Голова кружится так сильно, что человек едва стоит на ногах, даже падает. Это происходит оттого, что при кружении на месте происходит передвижение жидкости в полукружных каналах, которое и вызывает нарушение правильного их функционирования.


Рис. 48. Следствие повреждение полукружных каналов у голубей. Через 5 дней после удаления правого лабиринта.
Рис. 49. Голубь без лабиринта: (небольшая тяжесть перетягивает голову назад).

Рис. 50. Следствие повреждения полукружных каналов у голубей. Через 20 дней после удаления правого лабиринта. Поворот головы усилился.


ГЛАВА 9
Глаз — фотографическая камера

Часто говорят: глаз — подобие фотографической камеры. Но глаз существовал раньше фотографии, и вернее было бы сказать, что фотографическая камера есть подобие глаза. В отличие от фотографической камеры глаз имеет только шаровидную форму. Он сложен из трех оболочек, из которых самая внутренняя, называемая сетчаткой, составлена из расщепленного зрительного нерва. Оболочка эта устроена очень сложно. Среди многих ее слоев находится слой так называемого пигментного эпителия, назначение которого в том, чтобы приставлять светочувствительные, т. е. фотографические пластинки. Пластинки эти состоят из вещества красного цвета, называемого зрительным пурпуром. Подобно веществу фотографических пластинок, оно под влиянием света разлагается и обесвечивается. На сетчатой оболочке, как известно, получается изображение рассматриваемого предмета. Светлые места этого изображения сильнее разлагают зрительный пурпур, темные — слабее. Вследствие этого на слое зрительного пурпура, также как на фотографической пластинке, получается изображение негативное. Изображение это, однако, держится недолго: приблизительно через одну седьмую секунды оно исчезает. Вместо использованного слоя зрительного пурпура пигментный эпителий приготавливает новый слой и т. д., так что видение, которое нам представляется непрерывным, на самом деле, как в кинематографе, есть ряд многочисленных отдельных зрительных ощущений, быстро следующих друг за другом.

Негативное изображение предмета в глазу, как и изображение на фотографической пластинке, можно фиксировать, после чего свет уже перестает действовать на него, и изображение остается постоянным. Чтобы убедиться в этом, надо поместить глаз животного в 4 %-ный раствор квасцов. Если потом глаз вынести на свет, очистить его заднюю сторону, то на нем можно видеть негативное изображение того предмета, который животное рассматривало перед своей смертью. Это изображение можно увеличить и получить с него настоящую фотографию. Роль стекла фотографической камеры в глазе играет прозрачное чечевицеобразное тело, называемое хрусталиком. На нашем рисунке изображена фотография анатомического института в Инсбруке, «снятая» глазом собаки.


Рис. 51. Фотография, «снятая» глазом собаки.


ГЛАВА 10
Слепое и желтое пятна

В сетчатой оболочке глаза имеется место, на которое свет не оказывает никакого влияния и которое поэтому ничего не видит. Это слепое пятно находится там, где зрительный нерв входит в глаз.


Рис. 52. Задняя стенка левого глаза, как она видна с помощью глазного зеркала.

Недалеко от слепого пятна в сетчатой оболочке находится небольшая ямка, получившая название желтого пятна. Эта ямка представляет собой место наилучшего видения. Когда человек внимательно рассматривает предмет, например, когда он читает книгу, то он направляет глаза так, чтобы изображение рассматриваемого предмета находилось как раз в желтом пятне. В сетчатой оболочке находятся два рода нервных окончаний, которые по своей форме получили название палочек и колбочек. В желтом пятне нет палочек, а только одни колбочки, но зато эти колбочки расположены значительно теснее, чем в других местах сетчатой оболочки; этим и объясняется лучшее видение этим пятном. У детей в первые месяцы жизни глаз видит только желтым пятном, остальные же части сетчатой оболочки ничего не видят.


Рис. 53. Разрез задней половины глаза: Н — оболочка нерва, входящего в глаз и своими ветвями образующего сетчатую оболочку; Б — белковая оболочка; СО — сосудистая оболочка, служащая для питания глаза; С — сетчатая оболочка; Сл — слепое пятно; Ж — желтое пятно. Рисунок приблизительный.

Рис. 54. Палочки и колбочки сетчатой оболочки.


ГЛАВА 11
Приспособление глаза к расстоянию

Фотограф, когда снимает, устанавливает камеру так, чтобы изображение снимаемого предмета приходилось как раз на светочувствительной пластинке. Для этого он передвигает весь аппарат или только заднюю стенку камеры вперед или назад, смотря по расстоянию камеры от снимаемого предмета. Точно также для ясного видения необходимо, чтобы в глазу изображение рассматриваемого предмета приходилось как раз на сетчатую оболочку. Так как положение изображения предмета в глазу зависит от расстояния предмета, то глаз должен иметь способность приспосабливаться к расстоянию. В этой его способности можно убедиться следующим образом. На расстоянии длины руки перед глазом держите палец одной руки, а в промежутке между пальцем и глазом держите другой рукой какую-нибудь прозрачную материю, например, кисею. Если вы будете всматриваться в кисею, то палец покажется неясным; если же, наоборот, станете смотреть на палец, то кисея будет казаться расплывчатой. В отличие, однако, от фотографической камеры, глаз приспосабливается к расстоянию, изменяя не положения сетчатой оболочки, а кривизну хрусталика. Если хрусталик делается более плоским, то изображение отодвигается от него, если же он делается более выпуклым, то и изображение к нему приближается.


Рис. 55. Опыт, обнаруживающий способность глаза приспосабливаться к расстоянию.

Рис. 56. Разрез передней части глаза. Левая половина рисунка изображает глаз с сильно выпуклым хрусталиком, приспособившийся к видению близких предметов; правая половина изображает глаз со слабо выпуклым хрусталиком, что бывает при рассматривании далеких предметов. Р — роговая оболочка; РД — радужная оболочка, в середине которой находится отверстие зрачка; Б — белковая оболочка; X — хрусталик; М — ресничная мышца, изменяющая кривизну хрусталика.


ГЛАВА 12
Отчего из глаз сыплются искры?

Нервы всех органов чувств отличаются замечательным свойством: каким бы раздражителем их ни раздражали, всегда получается ощущение одного определенного рода. Зрительный нерв можно раздражить электричеством — и получится ощущение света; можно раздражить его механически, например, прикосновением, — и получится не осязательное ощущение, а опять-таки световое. Если человек сильно ударится лбом о стену, то в сотрясение может прийти и зрительный нерв, а это сотрясение вызывает ощущение света: глазу покажутся искры.


ГЛАВА 13
Как видеть изменения кривизны хрусталика?

Попросите кого-нибудь сесть за стол и поставьте недалеко от его глаз, несколько сбоку, зажженную свечку, а сами смотрите с другой стороны в глаз этого человека; предложите ему смотреть на какой-нибудь отдаленный предмет. Вы увидите в его глазу три зеркальных изображения пламени свечки. Первым выпуклым зеркалом служит роговая оболочка, т. е. поверхность глаза; в ней получится изображение прямое и яркое. Вторым зеркалом служит передняя выпуклая поверхность хрусталика, в ней получится изображение тоже прямое, но более слабое и большей величины. Третьим зеркалом служит задняя вогнутая поверхность хрусталика, в ней получится изображение обратное, концом пламени вниз, уменьшенное, но довольно ясное.


Рис. 57. Изображение свечки в глазу при рассмотрении далеких предметов.
Рис. 58. Изображение свечки при рассматривании близких предметов. Только среднее изображение изменило свою величину и свое положение.

Теперь попросите своего знакомого смотреть на какой-нибудь очень близкий предмет. Вы заметите, что изображение от поверхности глаза и обратное изображение от задней поверхности хрусталика не изменяют своего положения и величины. Значит, эти две поверхности не изменяют своей кривизны.

Среднее же изображение, получающееся в передней поверхности хрусталика, несколько подвинется вперед и сделается меньше. Значит, передняя поверхность хрусталика сделалась более выпуклой, т. е. радиус кривизны ее уменьшился, и вследствие увеличения выпуклости эта поверхность выпятилась несколько вперед. На самом деле увеличивается выпуклость и задней поверхности хрусталика, но настолько незначительно, что это не заметно. Наибольшее уменьшение радиуса кривизны передней поверхности хрусталика равно 4 мм, т. е. вместо 10 мм радиус может уменьшаться до 6 мм; на задней же поверхности радиус кривизны уменьшается только на полмиллиметра.


ГЛАВА 14
Близорукость и дальнозоркость

Для ясного видения необходимо, чтобы изображение предмета получилось как раз на сетчатой оболочке, т. е. на внутренней поверхности задней стенки глаза. Положим, что изображение получилось там, где нужно. Представим себе теперь, что рассматриваемый предмет отодвинулся от глаза; тогда изображение уже не получится на сетчатой оболочке, а ближе к хрусталику, на сетчатой же оболочке каждая точка предмета изобразится в виде кружочка, и видение станет неясное. То же самое будет, если предмет, когда глаз приспособился к его расстоянию, приблизится к глазу; тогда изображение получится сзади сетчатой оболочки, и видение опять будет неясное.

Фотограф, чтобы изображение получилось как раз на светочувствительной пластинке, передвигает вперед и назад заднюю стенку камеры; у человека же задняя стенка глаза двигаться не может, но глаз обладает другим способом перебрасывать изображение. Он заключается в том, что хрусталик, соответствующий по своему значению объективу фотографической камеры, изменяет свою кривизну. Если изображение получится сзади сетчатой оболочки, хрусталик делается более выпуклым, а если оно получается между хрусталиком и сетчатой оболочкой, он делается более плоским.

В нормальном глазу параллельные лучи, т. е. исходящие от далеких предметов, пересекаются на сетчатой оболочке, так что нормальный глаз в ненапряженном состоянии приспособлен к видению далеких предметов. Глаз начинает напрягаться, если предмет к нему приближается или если глаз приспособился к близкому расстоянию, а предмет стал удаляться. Если же параллельные лучи, исходящие от далекого предмета, пересекаются не на сетчатой оболочке, а ближе к хрусталику, глаз называется близоруким. В близоруком глазу хрусталик не может сделаться настолько плоским, чтобы перебросить изображение далекого предмета на сетчатку; поэтому такой глаз не видит или плохо видит далекие предметы, зато ясно видит предметы, находящиеся недалеко. Если параллельные лучи, исходящие от далеких предметов, перекрещиваются сзади сетчатой оболочки, глаз называется дальнозорким. Хрусталик такого глаза может увеличить свою кривизну настолько, чтобы изображение далекого предмета перебросить на сетчатку, но только в том случае, если предмет находится на значительном расстоянии. Если же он близко от глаза, то изображение получается так далеко сзади сетчатки, что хрусталик не в состоянии настолько увеличить свою кривизну, чтобы перебросить изображение на сетчатку. Поэтому дальнозоркий глаз не видит или плохо видит близкие предметы. К старости глаза обыкновенно становятся дальнозоркими вследствие того, что хрусталик утрачивает способность делаться достаточно выпуклым.


Рис. 59. Дальнозоркий глаз.

Рис. 60. Нормальный глаз.

Рис. 61. Близорукий глаз.

Близорукость чаще всего вызывается формой глазного яблока. Если глаз чересчур глубокий, т. е. если расстояние от хрусталика до сетчатой оболочки ненормально большое, то параллельные лучи сходятся в глазу ближе к хрусталику. Реже причиной близорукости бывает ненормально большая лучепреломляющая способность хрусталика, вследствие чего лучи сходятся в глазу ближе к хрусталику, чем следует. Так как у близоруких изображение предмета получается слишком близко к хрусталику и так как для ясного видения изображение это надо отодвинуть, то близоруким надо употреблять очки, в которых стекла рассеивают свет, т. е. такие, которые по краям толще, чем посредине. У дальнозорких изображение предмета приходится слишком далеко от хрусталика, им надо употреблять очки, у которых стекла собирают лучи света (по краям тоньше), а потому могут приблизить изображение.


ГЛАВА 15
Острота зрения

В сетчатой оболочке, как мы уже говорили, находится слой палочек и колбочек — окончания зрительного нерва, воспринимающие раздражения светом. Чем ближе колбочки расположены одна от другой, тем зрение острее, в смысле способности различать мельчайшие части предмета. Чтобы различать две отдельные точки предмета, необходимо, чтобы изображение каждой из них приходилось на свою особую колбочку и чтобы между этими двумя колбочками была одна незанятая. Если же обе точки предмета дают изображение на одной колбочке или на двух соседних без промежуточной, то глаз не различает этих точек в отдельности: они сливаются в одну. Расстояние между изображениями двух точек зависит от расстояния предмета от глаза и от взаимного удаления этих точек на предмете. Изображение предмета на сетчатой оболочке становится все меньше и меньше по мере удаления предмета. Чтобы глаз мог различать две отдельные точки, угол, под которым они представляются глазу, должен быть не менее 60–70 секунд: при меньшем угле они сливаются в одну точку. При угле в 60 секунд изображения двух точек приходятся в глазу друг от друга на расстоянии около полутысячной доли миллиметра. Из этого видно, до какой степени малы могут быть изображения предмета, и глаз все-таки их различает.


ГЛАВА 16
Для чего служат брови и ресницы?

Брови и ресницы принадлежат к защитным органам глаз. Брови не пропускают пот, который без них мог бы скатываться в глаз; они направляют струйки пота по направлению к виску. Это, стало быть, нечто вроде водосточной трубы дома. Важнее назначение ресниц. Если человек идет по улице и ветер с пылью дует прямо на него, глаза его прищуриваются, верхние ресницы перекрещиваются с нижними и образуют своего рода частокол, загораживающий глаз. Как только пылинка коснется хотя бы одной реснички, веки это чувствуют и закрываются: ресницы предупреждают глаз о том, что ему грозит опасность быть поврежденным, и глаз принимает меры, заставляя веки закрываться. Верхние ресницы, кроме того, играют роль ширмы, затеняя глаз.


ГЛАВА 17
Как наши глаза определяют расстояния

На глаз мы всегда можем оценить, насколько далеко от нас находится рассматриваемый предмет; для этого глаз пользуется разными способами. Глаз приспособляется к расстоянию, изменяя кривизну хрусталика: при рассматривании близких предметов хрусталик делается более выпуклым, а при рассматривании далеких предметов он становится более плоским. Изменение же кривизны хрусталика достигается сокращением особой кольцевидной (так называемой ресничной) мышцы, прикрепляющейся к сумке хрусталика. По степени напряжения этой мышцы человек и составляет себе представление о расстоянии предмета, хотя и не сознает этого напряжения. Чтобы видеть очень близкие предметы, человек должен сводить оба глаза так, чтобы они были направлены на этот предмет. По степени напряжения мышц, которые приводят в движение наши глаза, мы также можем судить о расстоянии.

Оба указанные сейчас способа пригодны только в том случае, если предмет не очень далек от глаза. При рассматривании очень отдаленных предметов глаза сводить не приходится, а ресничная мышца, приспособившись к далекому видению, при рассматривании еще более далекого предмета остается в покое. В этих случаях расстояние определяется косвенными способами. Если человеку известна величина рассматриваемого предмета, когда, например, он вдали видит лошадь, то о расстоянии он судит по видимой величине предмета. Чем лошадь кажется меньше, тем она дальше. О расстоянии же предметов, величина которых неизвестна, человек судит по ясности видения. Воздух не абсолютно прозрачен, поэтому предметы, находящиеся очень далеко, кажутся нам словно в тумане. Чем менее ясно мы видим предмет, тем дальше он нам кажется. Однако степень прозрачности воздуха в разных местностях различна, поэтому, руководствуясь ясностью видения, мы часто делаем ошибки в определении расстояния. В горах, где воздух чистый, предметы кажутся нам близкими, хотя они находятся очень далеко. Иной раз гора кажется настолько близкой, что путешественники делают попытку прогуляться на эту гору, а на самом деле до нее несколько дней пешеходного пути. Во время сильного тумана все предметы кажутся нам огромными: маленький куст — с огромное дерево, кошка — с корову и т. д. Происходит это вследствие того, что неясное видение мы ошибочно приписываем не туману, а отдаленности; между тем изображение предмета в глазу получается крупное (ведь на самом деле предмет близко), а большое изображение от далекого предмета может получиться, только если предмет очень большой, поэтому он и кажется нам очень большим.


Рис. 62. Величина изображения в глазе в зависимости от расстояния предмета.

При определении расстояния глаз делает еще следующие ошибки. Предметы, ярко окрашенные, кажутся нам ближе темных; большие предметы кажутся ближе мелких; на ровном месте предметы кажутся ближе, чем на волнистой или гористой местности; предмет, находящийся на горе, кажется нам ближе, нежели тот, который находится у подошвы горы; чем больше предмет выделяется по своему цвету от окружающей обстановки, тем ближе он кажется, поэтому предмет освещенный кажется нам ближе, нежели находящийся в тени.


ГЛАВА 18
Отчего мы сморкаемся, когда плачем?

Слезная железка у человека помещается под верхним веком ближе к наружному углу глаза. Оттуда слеза размазывается по всей поверхности глазного яблока миганием век; потому-то не мигать невозможно. Если мы станем удерживаться от мигания, то поверхность глаза, которая должна быть постоянно влажной, начинает сохнуть и коробиться. Это производит ощущение боли, которая и вызывает рефлекс мигания. Веко при мигании равномерно распределяет слезу по всей поверхности глаза. Отсюда видно, что слеза выделяется не только при плаче, но и постоянно. Во время же плача слезы выходят в огромном количестве и кроме век стекают во внутренний угол глаза, а там находится так называемое слезное озеро, т. е. воронка, от которой отходит канал, открывающийся в полость носа. По этому каналу, как по водосточной трубе, слеза вытекает в нос; оттого плачущему человеку и приходится сморкаться.


ГЛАВА 19
Когда мы видим ультрафиолетовые лучи?

Известно, что за фиолетовыми лучами спектра находятся невидимые для нашего глаза ультрафиолетовые лучи, которые действуют на фотографическую пластинку. Опытами доказано, что их различают муравьи, но для человека они недоступны. Недоступность их для нашего глаза, однако, объясняется тем, что их задерживает хрусталик, почему они и не доходят до сетчатой оболочки. При некоторых болезнях глаза врачам приходится удалять хрусталик, и оказалось, что лишенный хрусталика глаз ясно различает ультрафиолетовые лучи.


ГЛАВА 20
Утомляемость глаза на цвета

Известно, что белый цвет образуется из смешения семи цветов спектра. Если эти семь цветов разделить на две группы и смешать вместе цвета каждой группы, то получатся два цвета, которые называют дополнительными друг другу, потому что в соединении они дают белый цвет. Такими дополнительными цветами будут красный и зеленый определенных оттенков.

Если минут пять пристально смотреть на красный предмет, а потом быстро перевести глаза на белую стену, то увидим на стене зеленое пятно, по форме похожее на контуры этого предмета. Происходит это оттого, что глаза, долго смотревшие на красный цвет, утомились видеть красные лучи, а потом, когда они стали смотреть на белую стену, от этой стены в глаз попадают и красные, и зеленые лучи; красные лучи глаз устал видеть, различает их поэтому хуже, зеленые же лучи глаз не утомили; вот почему из двух дополнительных цветов он яснее различает зеленые.


ГЛАВА 21
Цветная слепота

Бывают люди, которые не различают некоторых красок. Этот недостаток глаза получил название дальтонизма. Отчего он происходит, достоверно неизвестно, потому что неизвестен тот механизм, при помощи которого человек различает краски. Полагают, что для этого в сетчатой оболочке существуют особые нервные окончания, называемые колбочками, но как они различают каждый отдельный цвет спектра, еще не выяснено.

На железнодорожной службе, где приходится сигнализировать красным и зеленым флагами, дальтонизм оказывается очень важным недостатком; поэтому при приеме на эту службу делают испытание на способность глаза различать краски. Такие испытания показали, что дальтонизм довольно распространенный недостаток и гораздо чаще встречается у мужчин, нежели у женщин: на 1000 мужчин приходится около 30 дальтоников, а на 1000 женщин только 3, т. е. в 10 раз меньше.

Это различие объясняют тем, что женщинам, которые часто разбирают цветные ткани, чаще приходится иметь дело с разными красками, и их глаза больше упражняются в различении цветов. Постоянное упражнение не позволяет исчезать способности глаза различать краски.

Замечено, что глаз дальтоника бывает повышенно чувствителен к цвету, дополнительному к тому, которого он не ощущает. Если, например, глаз не различает красный цвет, то он оказывается особенно чувствительным к зеленому и различает самые слабые оттенки этого цвета.

Категория: ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ | Добавил: admin (15.04.2017)
Просмотров: 32 | Теги: как работают внутренние орган, Как устроено тело человека, школьникам о человеческои организме, анатомия человека, занимательная физиология для школьн | Рейтинг: 0.0/0
РАЗВИТИЕ БИОЛОГИИ

БИОЛОГИЧЕСКИЕ СПРАВОЧНИКИ
Поиск
Н А Ш И   Д Р У З Ь Я








Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Вход на сайт

    Copyright MyCorp © 2017
    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru