Четверг, 09.04.2020
                       


МЕНЮ
УЧИТЕЛЮ БИОЛОГИИ
К УРОКАМ БИОЛОГИИ
ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР РАСТЕНИЙ
В МИРЕ ЖИВОТНЫХ
АНАТОМИЯ БЕЗ ТАЙН И ЗАГАДОК
ИНТЕРЕСНО УЗНАТЬ
БИОЛОГИЧЕСКАЯ РАЗВЛЕКАЛОВКА
Категории раздела
КАК МЫ ДУМАЕМ [93]
ОТКРЫТКИ "В ЦАРСТВЕ ФЛОРЫ" [354]
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ БИОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ [48]
БИОЛОГИЯ ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА И ДРУГИХ ЗВЕРЕЙ [156]
МОРСКИЕ ЖИВОТНЫЕ [124]
ДАРВИНИЗМ В ХХ ВЕКЕ [60]
ДОИСТОРИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ [45]
ОЛИМПИАДЫ ПО БИОЛОГИИ [36]
ЧУДЕСНАЯ ЖИЗНЬ КЛЕТОК: КАК МЫ ЖИВЕМ И ПОЧЕМУ МЫ УМИРАЕМ [0]
ВИКТОРИНЫ К УРОКАМ БИОЛОГИИ [10]
РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ [32]
ЭТОЛОГИЯ - ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНО [37]
БИОЛОГИЧЕСКАЯ РАЗВЛЕКАЛОВКА [28]
ЭНТОМОЛОГИЯ ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ [36]
ЧЕЛОВЕК [75]
МИКРОБЫ ХОРОШИЕ И ПЛОХИЕ [58]
РАСТЕНИЯ [168]
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СПОСОБНОСТЕЙ ЖИВОТНЫХ К КОЛИЧЕСТВЕНЫМ ОЦЕНКАМ ПРЕДМЕТНОГО МИРА [4]
ЧТО ВЫ ЗНАЕТЕ О СВОЕЙ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ? [29]
СЕКРЕТЫ ПОВЕДЕНИЯ Homo sapiens [99]
ЕГЭ НА ОТЛИЧНО [10]
АУДИОКНИГИ ПО БИОЛОГИИ [6]
ИНТЕРЕСНЫЕ ЖИВОТНЫЕ. А ВЫ И НЕ ЗНАЛИ? [49]
ЗАДАНИЯ НА ВЫБОР ПРАВИЛЬНОГО УТВЕРЖДЕНИЯ [0]
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО БИОЛОГИИ [43]
ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ ПО БИОЛОГИИ [40]
РАБОЧИЕ КАРТЫ ПО БИОЛОГИИ [6]
ЗООЛОГИЯ БЕСПОЗВОНОЧНЫХ [61]
ЛЕТНИЕ ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ ПО БИОЛОГИИ [12]
ЗООЛОГИЯ [87]
СТАНОВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА [17]
ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ ПО ЗООЛОГИИ [55]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » ЭТОЛОГИЯ - ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНО

Инсайт

Инсайт не такое уж новое понятие в зоопсихологии. Этот термин «инсайт» («понимание», в психологии человека — «озарение», «эврика») ввел впервые В. Келер в 1921 году. Но до сих пор неясна не только его природа, но даже чисто терминологическое определение разные школы зоопсихологов еще не согласовали. Широкому кругу читателей, наверное, вообще ничего не известно об этом загадочном свойстве высших животных находить правильное решение в ситуациях, где не помогают ни инстинкт, ни опыт, ни метод проб и ошибок, ни подражание.

Инсайт как бы проблеск разума в поведении животных, ниточка, соединяющая инстинкт с разумом. Инсайт доказывает, что инстинкт и разум не есть особо данные творцом способности, а лишь различные этапы в развитии психики.

«Торп, по нашему мнению, наиболее удачно определил инсайт как внезапное осуществление новой адаптивной реакции без предварительных проб и ошибок. Многие даже рассматривали инсайт как выражение способности к образованию понятий. Сразу же возник вопрос о том, насколько инсайт отличается от обучения методом проб и ошибок» (Реми Шовен).

Действительно, некоторые моменты поведения животных, квалифицируемые как инсайт, «проходят иногда через незаметную стадию проб и ошибок». Особенно трудно отличить первое (инсайт) от второго (метод проб и ошибок) в тех случаях, когда наблюдаются манипуляции предметами (орудиями) у животных.

Уже известно немало таких умельцев. Даже краткий перечень их займет немало места. Все-таки назову те, которые знаю.

Хищная птица бородач-ягнятник, чтобы съесть черепаху, разбивает ее панцирь, поднимая рептилию высоко в воздух и бросая ее на камни.

Вороны и чайки тоже бросают с высоты на камни моллюсков, чтобы разбились раковины.

Певчий дрозд (и некоторые другие птицы) камнями сокрушает раковины улиток.

Обезьяны капуцины, взяв в руку камень, колют орехи.

Шимпанзе тоже так делают. Кроме того, орудуя палками, достают висящие высоко под потолком бананы и другие лакомства, а прутиком (предварительно очищенным от листьев!) вытаскивают из дырок в термитнике «белых муравьев» либо мед из дупла. Палками же вооружаются шимпанзе и против леопарда, а из листьев делают бокалы для питья.

Морская выдра калан, подняв со дна моря камень, разбивает об него, как о наковальню, раковины моллюсков и морских ежей.

Осьминоги строят из камней «дома», крышей которых служит большой плоский камень. Предпринимая небольшие вылазки, осьминог иногда уносит с собой и «крышу». При тревоге выставляет ее в ту сторону, откуда грозит опасность. Отступая, пятится назад, за крепостной вал «дома», прикрывая отступление каменным щитом.

Не доказано, но возможно, что осьминог добирается с помощью камня и до моллюсков.

Слону камень заменяет скребок. Взяв его (или палку) хоботом, чешет спину или сдирает с ушей сухопутных пиявок. Палкой достает он и корм из-за решетки и отбивается от собак (!). Сорвав с дерева большую ветку, обмахивается ею, отгоняя докучливых мух и комаров, а затем отправляет зеленое опахало в рот.

Мелкие грызуны песчанки запасают корм на зиму не только в норах, но и на поверхности земли: складывают хорошо просушенное сено в небольшие стожки. Чтобы степной ветер не развеял запасы, песчанки укрепляют стожки подпорками: приносят в зубах веточки и палочки и втыкают их в землю по краям стога.

В тропиках Южной Америки, в Южной Африке и в Австралии живут пауки-арканщики. Все они охотятся по ночам, и у всех одинаковые снасти: липкие шарики на паутинке, которую паук держит в лапке. Подлетит близко какое-нибудь насекомое, он ловко бросает в него шарик на паутинке, и неосторожный пилот сразу к нему прилипает.

Один южноафриканский паук охотится на ночных бабочек… с сачком! Он сам его плетет из паутинных нитей и держит в лапках. Охотится по ночам, притаившись в засаде. Когда неосторожный мотылек подлетает слишком близко, паук быстро вытягивает вперед длинные ноги и накрывает «дичь» сачком размером с почтовую марку.

В Южной Африке обитают и муравьи экофилы. Строя гнезда, они склеивают листья паутинными нитями. Их личинки в изобилии выделяют клейкое вещество, и муравьи держат их во рту, как тюбики с клеем, и, переползая с листа на лист, соединяют их края паутинным каркасом.

Песчаные осы аммофилы кормят своих личинок парализованными гусеницами. Парализуют уколом жала в нервные центры. Гусеница не мертва, только неподвижна и потому долго не портится. Получаются своего рода консервы. Свои жертвы осы прячут в норках, вырытых предварительно в песке. Там откладывают на гусеницах яички, из которых скоро выйдут личинки ос. Оса засыпает норку песком. Затем, взяв в челюсти маленький камешек, методично и тщательно утрамбовывает насыпанный поверх гнезда песок, пока не сровняется с землей и даже самый хищный и опытный взгляд не сможет заметить вход в норку.

Аммофилы водятся и в Европе и в Америке. Но странно: американские виды владеют «орудиями» лучше. Европейские аммофилы, по-видимому, не все и не всегда утрамбовывают камнями засыпанные норки.

А вот у ос сфексов утрамбовывание входа в норку камешком, по-видимому, в обиходе почти у всех представителей вида.

Взрослый муравьиный лев немного похожее на стрекозу насекомое, бесцветное и непримечательное. Но его личинка блещет многими талантами.

Эта личинка (на вид большой клещ с челюстями, как сабли) для своих жертв, мелких членистоногих и муравьев, роет ловчие ямы и прячется на дне. Если в суматохе муравей подбежит слишком близко к ловчей яме или свалится в нее, он тотчас спешит поскорее выбраться оттуда. Вот тогда-то хищная личинка обстреливает его песком. Кидает его, подбрасывая большой головой. И так метко, что почти всегда попадает в муравья и сбивает его. Он падает на дно ямы прямо в сабли-челюсти своего смертельного врага.

Австралийский черногрудый коршун добывает пропитание, изображая пикирующий бомбардировщик: бросает с высоты камни на яйца страусов эму или других крупных птиц.

Камнями разбивает страусиные яйца и африканский стервятник.

Австралийские птицы шалашники строят из веточек небольшие шалаши, «оштукатуренные» изнутри особой пастой, которую птица сама приготавливает. Перед входом разбрасывает яркие предметы: камешки, цветы, ягоды, раковины, мертвых цикад, грибы, кости, птичьи перья, обрывки змеиных шкур и массу других странных вещей. В одной из таких коллекций нашли даже зубную щетку, ножи, вилки, детские игрушки, ленты, чашки из кофейного сервиза и даже сам кофейник, пряжки, бриллианты (настоящие!) и искусственный глаз.



Шалаши — это не гнезда, а сооружения, построенные с целью привлечения самки. Здесь, у шалашей, и токуют странные птицы.

Птица-портниха живет в Индии. Ее ближайшая родственница, тоже портниха, обитает в странах, расположенных по берегам Средиземного моря. Эти птицы строят гнезда, иглой и нитками сшивая края листьев. Игла — их тонкий клюв, а нитки птицы прядут из растительного пуха.

На Галапагосских островах живет дятловый вьюрок, птица, похожая на воробья. Отыскав под корой и в древесине личинок жуков, этот вьюрок ломает клювом колючку кактуса и, взяв ее в клюв, втыкает в отверстие, оставленное в дереве личинкой жука. И энергично ворочает там колючкой, стараясь наколоть «червя» или выгнать его наружу из лабиринта лубяных и древесинных ходов. Жирная, глупая личинка покидает свои покои, ища спасения от колючки в безрассудном бегстве. Тогда вьюрок, воткнув колючку в дерево или придерживая ее лапкой, хватает личинку. Если нет под рукой колючек, дятловый вьюрок срывает клювом небольшую веточку, обламывает на ней сучки, чтобы удобнее было работать, извлекать личинок древоточцев.

Опыты показали, что стремление брать «палочковидные» предметы в клюв и извлекать ими «червяков» из всех дыр в дереве у дятловых вьюрков врожденное, но рабочие навыки и правильные приемы приобретают они на практике. Пример других птиц играет здесь тоже немаловажную роль (подражание!). Можно сказать, что знание теории этого дела вьюрки получают в дар от природы к первому дню своего рождения в виде инстинкта. Но «производственные навыки и технологические тонкости» добывания червяков должны развить у себя сами.

Крабы из рода либия носят в одной клешне или даже в обеих по небольшой актинии. Щупальца этого «морского цветка» стрекают больнее крапивы. Хищник разинет пасть, чтобы съесть краба, а он сунет в нее клешню с актинией, как огнем обожжет! И враг удирает.



А теперь зададимся вопросом: можно ли считать инсайтом все орудийные навыки животных? Или эти навыки продиктованы инстинктом? А может быть, усвоены методом проб и ошибок?

Очевидно, критерием может служить вот какой фактор: владение орудиями у животных — достояние всего вида в целом или им обладают лишь некоторые особи.

Возьмем для примера стервятников, разбивающих камнями яйца страусов. Расскажу об этом подробнее.

Степной пожар согнал страусов с гнезд. Яйца лежали неохраняемые. Прилетели грифы и пытались взломать скорлупу яиц клювами. Безуспешно. Вскоре появились еще два любителя сырых яиц — стервятники. Они взялись за дело умело. Слетали куда-то и принесли в клювах камни весом до 300 граммов. Положили камни на землю. Осмотрели яйца, деловито постучали клювами: крепкие ли они. Затем взяли камни в клювы, вытянулись во весь рост, подняв высоко вверх головы, и бросили вдруг камни на яйца. С одной попытки те не разбились. Но, видно, стервятники этого и не ожидали. Снова и снова бомбардировали они яйца камнями. Потребовалось от четырех до двенадцати таких попыток, и скорлупа яиц раскололась. Стервятники приступили к обеду.

Повсюду ли в Африке, где водятся стервятники, обнаружено у них умение манипулировать с камнями? Предварительные наблюдения показали, что нет, не повсюду. По-видимому, можно квалифицировать действия стервятников-бомбардиров как инсайт. Однажды без предварительного опыта «идея» бомбить яйца камнями пришла в голову одному из стервятников. Другие, живущие поблизости птицы, наблюдая за ним, стали ему подражать и добились подобных же успехов.

Как велика сила подражания, рассмотрим на примере японских макак.

«Осенью 1953 года полуторагодовалая самка, которую мы назвали Имо, нашла однажды в песке батат (сладкий картофель). Она окунула его в воду — наверное, совершенно случайно — и смыла лапками песок» (М. Каваи).

Так малышка Имо положила начало необычной традиции, которой знамениты теперь обезьяны острова Кошима.

Через месяц подруга Имо увидела ее манипуляции с бататом и тут же «собезьянничала» культурные манеры. Через четыре месяца мать Имо делала то же. Постепенно сестры и подруги переняли открытый Имо способ, и через четыре года уже пятнадцать обезьян мыли бататы. Некоторые взрослые пяти-семилетние самки научились от молодежи новой повадке. Но из самцов никто! И не потому, что менее сообразительны, а просто были в иных рангах, чем группа, окружавшая Имо, и поэтому мало соприкасались с сообразительной обезьянкой, ее семьей и подругами.

Постепенно матери переняли у своих детей привычку мыть бататы, а затем сами научили этому своих более молодых, чем Имо, детей. В 1962 году уже 42 из 59 обезьян стаи, в которой жила Имо, мыли бататы перед едой.

Затем Имо сделала вот какое полезное изобретение: ученые рассыпали на песке зерна пшеницы. Сначала обезьяны с трудом выуживали пальцами зерна из песка. Но Имо поступила иначе: набрав полную горсть песка с зернами, окунула ее в воду. Песок опустился на дно, легкие зерна всплыли. Оставалось только собрать зерна с поверхности воды и съесть их. Скоро среди ближайших родственников изобретательной Имо все научились этой повадке.

Обезьяна капуцин Пи-Уай прославилась своей страстью к рисованию и высоким качеством рисунков, орудийной деятельностью и тем, что «умела решать механические задачи, которые не по силам большинству шимпанзе». Ее прозвали обезьяной-гением.

Когда к Пи-Уай приближались экспериментаторы с набором предметов, необходимых для опытов, она с радостью кидалась к ним навстречу. Сразу же принималась с довольным видом за работу. Если задача была сложной, она часами сосредоточенно трудилась над ней, забывая обо всем на свете, даже о еде, даже о любимых своих бананах.

Рисовать она начала гвоздем на полу лаборатории. Это не было простое царапанье, нет; получался упорядоченный абстрактный рисунок. Решив, что он закончен, Пи-Уай переходила в другой угол комнаты и рисовала там.

Позднее ей дали для рисования разноцветные мелки. Пи-Уай изменила характер рисунка: центр его она закрасила ярко-красным цветом, вокруг которого располагались зеленые, синие и желтые плоскости: «Этот рисунок обладал полноценной формой, удивительной для человекообразного существа».

Но нас сейчас интересуют другие способности Пи-Уай. В решении многих поставленных перед ней задач она проявляла, и не раз, действия, близкие к инсайту, говорят одни ученые, либо это был очевидный инсайт, утверждают другие.

В лаборатории обезьянку привязали цепочкой к металлической стойке. Затем положили на пол банан, но на таком расстоянии, что дотянуться до него обезьянка не могла. Вместо палки, которой сделать это было бы нетрудно, ей дали живую крысу, привязанную к веревочке.

Как поступила Пи-Уай? Раньше она никогда в такой ситуации не была (опыта нет). Никогда не видела, чтобы кто-нибудь доставал банан тем способом, который она сама употребила (нет подражания).

Какой же это способ? Весьма хитроумный, и не каждый из людей до него додумался бы. Пи-Уай стала бросать крысу, целясь в банан. (Противоположный конец веревки обезьянка, разумеется, держала в руке.) Наконец крыса вцепилась в банан. Пи-Уай тотчас же потянула веревку и подтащила к себе крысу, а с нею вместе банан!



Теперь обратимся к аммофиле. Поскольку не все представители вида сглаживают камнем песок над норкой, возможно, и здесь мы имеем дело с инсайтом.

Но вот очевидные примеры инсайта.

В комнате находилась голодная собака. Над ее головой под потолком подвесили кость на такой высоте, что, прыгая вверх, собака достать эту кость не могла. Внесли в комнату довольно большой и тяжелый ящик. Что же делает собака?

После неудачных попыток схватить кость, прыгая с пола, она, словно осененная внезапной идеей, начинает толкать и пододвигать ящик прямо под кость, болтающуюся вверху, забирается на ящик и уже, прыгая с него, достает кость! Заметьте, что никогда прежде она этого не делала (отсутствует опыт) и не видела, чтобы так поступали другие собаки (нет подражания).

Некоторые птицы (синицы, например, или сойки) умеют добывать корм, помещенный вне клетки, подтягивая его за веревочку, один конец которой привязан к корму, а другой просунут между прутьями в клетку. Результат решения этой задачи зависит от индивидуальных способностей подопытных животных. Но, в общем, почти все довольно скоро методом проб и ошибок научаются тянуть за веревочку пищу. Но иногда некоторые птицы без всяких проб и ошибок с первого же раза выполняли трудный для других учеников урок: хватали клювом и лапками конец веревки и подтягивали к себе корм. Полагают, что инсайт помогает им это сделать. Это доказывается еще и тем, что молодых птиц (неопытных) подобное «озарение» посещает чаще, чем старых (опытных).

«Способность некоторых животных без предварительных проб и ошибок обходить препятствия также можно рассматривать как случай инсайта» (Реми Шовен).

«Было понято (хотя и не очень принято во внимание), что эволюция человека в значительной мере шла по линии прогрессивного развития у него двух качеств — понимания (инсайт) и восприятия» (Салли Керригер).

Категория: ЭТОЛОГИЯ - ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНО | Добавил: admin (17.12.2014)
Просмотров: 540 | Рейтинг: 0.0/0
Поиск

РАЗВИТИЕ БИОЛОГИИ

БИОЛОГИЧЕСКИЕ СПРАВОЧНИКИ
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Вход на сайт


    Copyright MyCorp © 2020
    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru