Пятница, 03.04.2020
                       


МЕНЮ
УЧИТЕЛЮ БИОЛОГИИ
К УРОКАМ БИОЛОГИИ
ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР РАСТЕНИЙ
В МИРЕ ЖИВОТНЫХ
АНАТОМИЯ БЕЗ ТАЙН И ЗАГАДОК
ИНТЕРЕСНО УЗНАТЬ
БИОЛОГИЧЕСКАЯ РАЗВЛЕКАЛОВКА
Категории раздела
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ОЛИМПИАДЕ [7]
ШКОЛЬНЫЕ [16]
РЕГИОНАЛЬНЫЕ [13]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » ОЛИМПИАДЫ ПО БИОЛОГИИ » РЕГИОНАЛЬНЫЕ

БИОЛОГИЧЕСКАЯ ОЛИМПИАДА В 11 КЛАССЕ ГОРОДСКОЙ ТУР (вариант 2)

В эксперименте по поглощению кислорода митохондри­ями был обнаружено, что при добавлении пировиноградной кислоты количество кислорода, поглощаемого за единицу времени, сперва возрастает, а затем возвращается к прежнему уровню, в то время как при добавлении яблочной кислоты количество поглощаемого кислорода стабилизируется на но­вом, более высоком уровне. Чем можно объяснить этот ре­зультат? Нарисуйте график зависимости количества поглоща­емого кислорода от количества добавленной яблочной кисло­ты. Объясните этот график.

Ответ: Похоже на то, что пировиноградная кислота по­требляет в процессе дыхания, в то время как яблочная кислота функционирует как катализатор, который возвра­щается в прежнее состояние после завершения происходя­щих с ее участием химических превращений. Действитель­но, яблочная кислота является одним из промежуточных продуктов цикла Кребса, обеспечивающего окисление пи­ровиноградной кислоты. В результате одного оборота цик­ла Кребса вступившая в него яблочная кислота возвраща­ется в свое прежнее состояние. При. малых количествах яблочной кислоты (и других промежуточных продуктов цикла Кребса) интенсивность дыхания будет линейно рас­ти с количеством добавленной яблочной кислоты; если же промежуточных продуктов цикла много, тогда скорость процесса будет определяться концентрацией ферментов и наступит насыщение.

Представьте себе, что Вы находитесь в заболоченном осиновом лесу. Что может происходить с этим лесом в даль­нейшем?

Ответ: Дальнейшее развитие сообщества может протекать двумя различными путями. Или лес осушит болото и сфагнум погибнет, или сфагнум лишит корни деревьев кислорода и погубит их. После того, как лес осушит болото, осину сменит береза, а затем ель или дуб.

Нарисуйте нервную схему, управляющую мышцей, спо­собной находиться в 3-х режимах:

а)        сокращения;

б)        расслабления;

в)        дрожи на холоде.

В нервных схемах возбуждающий синапс изображается незакрашенным кружочком, а тормозной — закрашенным.


Ответ: К мышце, находящейся в состоянии сокращения, подходит цепь из последовательно соединенных нейронов, связанных возбуждающими синапсами. Ее работа поддержива­ет мышцу в режиме сокращения. К одному из этих нейронов подходит другая цепь, заканчивающаяся тормозным нейро­ном, — срабатывание этой цепи переводит мышцу в режим расслабления. Для колебаний от одного из концевых нейронов первой сети должна идти обратная цепь, заканчивающаяся тормозным синапсом, отключающим один из начальных ней­ронов первой цепи (и тем самым всю цепь). В нормальных условиях обратная цепь должна быть отключенной, что обес­печивает подходящая к ней третья нервная цепь с.тормозным синапсом. Эта цепь, в свою очередь, 4-й цепью, возбуждаю­щейся на холоде. Соответствующие схемы прилагаются.

Всегда ли ядра половых клеток образуются путем мейо­за? В каких случаях это не так?

Ответ: У растений путем мейоза образуются ядра спор, а не ядра половых клеток. Ядра половых клеток образуются в результате митоза гаплоидных ядер заростка.

В Евангелии говорится о трех хлебах, которыми Иисус Христос накормил несколько тысяч верующих. Как по-ваше­му, что подразумевается под «тремя хлебами»? Какой, по-вашему, научный смысл может иметь эта притча? Какое отно­шение к биологии она имеет?

Ответ: По-видимому, под тремя хлебами подразумевается «слово Божие», т.е. информация. Притча характеризует спо­собность информации неограниченно копироваться (размно­жаться и тиражироваться). В основе потенциально неограни­ченной способности организмов к размножению лежит спо­собность информации неограниченно копироваться.

Министерство образования России предложило проект нового учебного плана, сократив время, отведенное на изуче­ние биологии. В связи с этим было предложено два варианта перестройки школьного курса биологии. Первый вариант предполагает сократить время, отводимое на изучение бота­ники и зоологии, второй — ликвидировать курс «Человек и его здоровье», включив некоторую часть изучаемого в нем материала в курс зоологии, некоторую часть — в курс общей биологии. Предложите доводы «за» и «против» обоих вариан­тов. Какой вариант представляется Вам более приемлемым? Свой ответ обоснуйте.

Ответ: В основе обоих вариантов лежат два принципиаль­но различных взгляда на задачи, стоящие перед курсом Об­щей биологии. Сторонники первого подхода рассматривают биологию как служанку санитарного просвещения, полагая, что главной задачей изучения биологии в школе является приобретение практических знаний и навыков. Сторонники второго полагают, что главной задачей изучения биологии в школе является познание и осмысление разнообразия живой природы, небольшой частью которой является человек. Сто­ронники первой точки зрения стоят на позициях антропо­центризма, сторонники второй точки зрения — на позициях биоцентризма. Надвигающийся кризис окружающей среды настоятельно требует от нас перейти на биоцентрические по­зиции и научиться ценить разнообразие Жизни. Поэтому второй вариант более предпочтителен. Однако самым луч­шим выходом является сохранение прежнего числа часов на изучение биологии.

Категория: РЕГИОНАЛЬНЫЕ | Добавил: admin (05.02.2016)
Просмотров: 296 | Теги: ФГОС биология, задания олимпиады по биологии, учителю биологии, работа учителя биологии с одаренным, олимпиада по биологии | Рейтинг: 5.0/1
Поиск

РАЗВИТИЕ БИОЛОГИИ

БИОЛОГИЧЕСКИЕ СПРАВОЧНИКИ
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Вход на сайт


    Copyright MyCorp © 2020
    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru