Вторник, 31.03.2020
                       


МЕНЮ
УЧИТЕЛЮ БИОЛОГИИ
К УРОКАМ БИОЛОГИИ
ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР РАСТЕНИЙ
В МИРЕ ЖИВОТНЫХ
АНАТОМИЯ БЕЗ ТАЙН И ЗАГАДОК
ИНТЕРЕСНО УЗНАТЬ
БИОЛОГИЧЕСКАЯ РАЗВЛЕКАЛОВКА
Категории раздела
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ОЛИМПИАДЕ [7]
ШКОЛЬНЫЕ [16]
РЕГИОНАЛЬНЫЕ [13]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » ОЛИМПИАДЫ ПО БИОЛОГИИ » РЕГИОНАЛЬНЫЕ

БИОЛОГИЧЕСКАЯ ОЛИМПИАДА В 9 КЛАССЕ ГОРОДСКОЙ ТУР (вариант 2)

У некоторых Пресмыкающихся (черепахи, птицы) и у зародышей птиц легочные артерии (по которым от сердца к легким течет венозная кровь), соединяются со спинной аор­той (большим сосудом, по которому спереди назад течет ар­териальная кровь) так называемыми боталловыми протоками. Как по-вашему, чем можно объяснить наличие таких стран­ных протоков, благодаря которым артериальная и венозная кровь смешиваются?

Ответ: Для того чтобы найти ответ на этот вопрос, нужно вспомнить устройство кровеносной системы рыб. Костные рыбы имеют 4 пары кровеносных сосудов, которые проходят через стенки жаберных щелей и жабры, где кровь обогащает­ся кислородом, а затем вливается в спинную аорту (точнее в два ее корня). Легочные артерии из задней пары кровеносных сосудов, через которые кровь пошла не в аорту, а по боковым ответвлениям в легкие. Примыкающая к аорте часть задней пары кровеносных сосудов — это и есть боталловы протоки, превратившиеся в ненужные рудименты. У большинства Пре­смыкающихся, у Птиц на поздних стадиях развития и у Мле­копитающих боталловы протоки исчезают.

Чем похоже и чем отличается действие адреналина и гормона щитовидной железы.

Ответ: И адреналин, и гормон щитовидной железы стиму­лируют дыхание, т.е. получение энергии организмом. Но ад­реналин выделяется тогда, когда организм должен совершить активную внешнюю работу, в то время, как гормон щитовид­ной железы мобилизует энергию для ремонтных процессов в организме.

При некоторых тяжелых заболеваниях у больных наблю­дается т.н. «дыхание Чейн-Стокса». Дыхание периодически прерывается на 10—20 секунд, а затем вновь восстанавливает­ся. Нормальное дыхание можно восстановить, давая больно­му кислородную подушку. Попробуйте предложить одну или несколько гипотез, объясняющих механизм появления «дыха­ния Чейн-Стокса».

Ответ: «Дыхание Чейн-Стокса» появляется тогда, когда дыхательный центр возбуждается при существенно более высоких концентрациях углекислого газа, чем в норме; концентрации углекислого газа, возбуждающие дыхатель­ный центр, уменьшаются при росте концентрации кислорода. При прерывании дыхания в крови накапливается углекислый газ до того уровня, при котором возбуждается дыхательный центр. После включения дыхания концентрация углекислого газа в крови снижается, но возрастает концентрация кисло­рода, поэтому дыхание не выключается сразу. Когда концент­рация углекислого газа сильно снизится, то дыхание снова отключится. Добавление кислорода повышает возбудимость дыхательного центра и прекращает «дыхание Чейн-Стокса».

Чей последний общий предок жил раньше: курицы и лягушки или окуня и лягушки? Свою точку зрения обоснуй­те.

Ответ: Окуня и лягушки. Расхождение рыб и земноводных произошло раньше, чем расхождение Земноводных и предков птиц.

Как известно, сигналом для зацветания растений, цвету­щих во второй половине лета, является уменьшение длины светового дня. Можно предположить, что при уменьшении длины светового дня в листьях образуется какое-то вещество, которое поднимается к цветочным почкам и дает непосредст­венный сигнал к началу цветения. Какие эксперименты для проверки этой гипотезы Вы можете предложить?

Ответ: Во-первых, нужно выяснить, какая часть растения реагирует на длину светового дня: цветочные почки, листья или что-то еще. Выращивая растение в оранжерее с искусст­венным освещением, можно по-разному чередовать светлый и темный период для листьев и для цветочных почек. Этот опыт покажет, что для начала цветения важно выдерживание именно листьев при более коротком световом дне. Далее встает вопрос о том, как сигнал передается из листьев в цве­точные почки. Химический механизм передачи сигнала мож­но доказать, вводя тем или иным способом экстракт из листа растения, выдерживавшегося при искусственно укороченном световом дне в растение, растущее при длинном световом дне. При этом нужно предусмотреть контрольный опыт, вво­дя экстракт из листа, выдерживавшегося при длинном свето­вом дне.

Флора востока США имеет много общих видов и родов с флорой Восточного Китая и Японии. Чем это можно объяс­нить?

Ответ: Общие виды Востока США, Восточного Китая и Японии — это остатки флоры Третичного периода, распро­страненной и в Азии, и в Америке до ледника. На террито­рии Японии и Востока США ледника не было, потому остат­ки Третичной флоры сохранились. Этому способствовало и сходство климата: мягкие зимы и влажное лето. Сходство флоры Третичного периода было, вероятно, связано с интен­сивной миграцией через перешеек на месте Берингова проли­ва, где климат был существенно более теплым, чем ныне.

Представьте себе, что Президент России назначил Вас своим советником по проблемам наркомании. Что бы Вы по­рекомендовали сделать для сокращения потребления нарко­тиков в России?

Ответ: Можно выделить несколько направлений борьбы с наркоманией. Чисто карательный: жесткое уголовное пресле­дование наркоторговцев, уничтожение посевов растений, из которых добывают наркотики, принудительное лечение нар­команов. Этого, однако, недостаточно. Следует попытаться предложить молодежи что-то более интересное, чем наркоти­ки. Нужно восстановить развитую систему внешкольного об­разования, детских и молодежных клубов и т.д. А главное, вовлекать молодежь в систему самоуправления, позволяю­щую ей самостоятельно решать свои проблемы. Антинарко­тическая пропаганда должна быть направлена не на запугива­ние последствиями применения наркотиков, а на высмеива­ние наркоманов, собственными руками разрушающих свое здоровье и жизнь ради прибылей наркобаронов.

В то же время, следует понимать, что проблема наркома­нии — это, прежде всего, проблема социальная. Поэтому эф­фективные меры, направленные на выход России из состоя­ния экономического, социального и духовного кризиса — лучший способ борьбы с наркоманией.

Категория: РЕГИОНАЛЬНЫЕ | Добавил: admin (05.02.2016)
Просмотров: 249 | Теги: ФГОС биология, задания олимпиады по биологии, учителю биологии, работа учителя биологии с одаренным, олимпиада по биологии | Рейтинг: 5.0/1
Поиск

РАЗВИТИЕ БИОЛОГИИ

БИОЛОГИЧЕСКИЕ СПРАВОЧНИКИ
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Вход на сайт


    Copyright MyCorp © 2020
    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru