Суббота, 04.04.2020
                       


МЕНЮ
УЧИТЕЛЮ БИОЛОГИИ
К УРОКАМ БИОЛОГИИ
ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР РАСТЕНИЙ
В МИРЕ ЖИВОТНЫХ
АНАТОМИЯ БЕЗ ТАЙН И ЗАГАДОК
ИНТЕРЕСНО УЗНАТЬ
БИОЛОГИЧЕСКАЯ РАЗВЛЕКАЛОВКА
Категории раздела
ОНЛАЙН-ЭНЦИКЛОПЕДИЯ "ПТИЦЫ" [45]
АТЛАС "ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ" [13]
ХИЩНИКИ НАШИХ ЛЕСОВ [10]
МЫСЛИ ЖИВОТНЫХ [19]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » ЗООЛОГИЯ » МЫСЛИ ЖИВОТНЫХ

Путь, ведущий к человеческому мышлению

Из чего мы исходили вначале?

Мы начали с того, что ответ на любой вопрос как бы характеризует ту эпоху, в которую живет отвечающий. Ответ в современную эпоху определяется результатами экспериментов современного естествознания. На нашей эпохе лежит отпечаток развития современных наук и тех­ники, добившихся фантастических успехов; но эта эпоха противоречива: во многом еще сказывается влияние преж­них эпох. Сто лет — небольшой срок в жизни человече­ства, но сто лет тому назад большинство ученых считало сильным преувеличением мнение, что человек происходит из животного мира.

Теперь нам уже известны пути происхождения челове­ческого рода. Прекратились дискуссии, которые были вы­званы сомнениями: научные достижения развеяли леген­ды о происхождении человека. Наука уже доказала все­общее родство, царящее в животном мире, и его общее происхождение. Мы уже хорошо знаем родственные связи человеческого рода. В основных чертах ясно встает перед нами каждый этап в эволюции человека, длившейся мно­гие миллионы лет.

Общеизвестен факт, что развитие современного чело­века следует измерять сотнями тысяч лет. В настоящее время жизнь человечества представляется нам длитель­ным периодом, в течение которого человек влачил неве­роятно жалкое существование. Во время этого тяжелого пути развития человек перешел через грань, которая коренным образом отделила его от животного мира.

Где проходит эта грань?

В ходе биологического развития виды животных из­меняются. Появляются новые наследуемые изменения, которые медленно накапливаются; некоторые разновид­ности процветают, а другие постепенно вымирают. От­дельные виды медленно изменяются, появляются новые виды. Следовательно, в ходе биологического развития формы живого мира видоизменяются. Однако человек биологически не изменился с тех пор, как возник в своем современном виде. Даже по самым скромным подсчетам этот период составляет более ста тысяч лет.

Хотя человеческий род, с точки зрения биологического развития, пока по существу не сделал вперед и шага, его историческое развитие следует считать потрясающим. Он распространился по всей земле, повсюду стал господст­вующим видом. Деятельность человека оставила свой от­печаток и на животном мире: многие виды в результате этого вымерли, другие же получили распространение в качестве домашних животных, возникли их особые раз­новидности.

Прошло всего сто лет с тех пор, как наука (истори­ческий материализм) вскрыла пружины развития челове­ческой истории. В ходе этого развития человек научился использовать и изменять природу. Каждый вид находит­ся в постоянной связи с природой. Он использует то, что находит в готовом виде, и если отдельные виды оказы­ваются способными даже применять орудия сложным и удивительным образом, то эта однажды усвоенная спо­собность остается навсегда. Имеются, например, такие насекомые, которые разводят грибы. Своеобразная жизнь термитов содержит в себе много удивительного. Однако кто знает, сколько миллионов лет потребовалось для того, чтобы сложилась такая общность жизни насекомых и гри­бов и чтобы эти связи между различными видами сохра­нились до сих пор.

Человеческий род характеризуется сотрудничеством индивидуумов. Однако это сотрудничество, т. е. общест­венное производство, исторически развивается. Деятель­ность, связанная с производством, с развитием техники, изменяется от поколения к поколению.

При рассмотрении исторического развития человече­ства возникает вопрос: откуда черпал род человеческий свои способности? Является ли этот факт необъяснимым, и мы должны только просто принять его к сведению, или же мы должны считать, что те черты, которые свойст­венны человеку, развились в ходе развития животного мира?

Естествознание своими выводами, опирающимися на факты и опыты, отвечает на эти вопросы. Своими ответами она раскрывает ход событий и выявляет необхо­димые взаимосвязи.

В наше время стало совершенно ясно, что биологи­ческое развитие животного мира подготовило те условия, которые предопределили историческое развитие челове­ческого общества.

В связи с рассмотрением вопроса о мышлении живот­ных мы указали на значение нервной системы. Как уже было сказано выше, степень развития нервной системы легче всего можно определить на основе количественных соотношений клеток всего организма и нервных клеток. Эти чисто количественные соотношения также указыва­ют на превосходство человека.

В чем проявляется это превосходство?

Вспомним эксперимент с курицей и собакой в коридоре, перекрытом с одной стороны решеткой. Курица билась о решетку, и, конечно, она все равно не достала пищу. Собака же, если она не была слишком голодной или если пища не была на слишком близком расстоянии от нее, поворачивалась, выходила по коридору во двор и достига­ла цели. Для того чтобы сделать такой обходный путь, необходима более развитая нервная система. Для пяти­летнего ребенка, т. е. еще неразвитого человека, не составляет особого труда совершить нужный обход. За этим скрывается деятельность условных рефлексов, ко­торая закрепляет приобретенный жизненный опыт. Раз­витие нервной системы означает, с одной стороны, что имеется целая система взаимосвязанного опыта и длинная цепь рефлексов, совместно определяющих всю деятель­ность животного, а с другой стороны, что однажды воз­никшая цепь рефлексов под влиянием опыта может изме­няться.

Только человек с его высокоразвитой нервной систе­мой мог пойти по пути своего исторического развития. Нервная система человека возникла не сразу: она появи­лась в результате длительного пути развития. Можно проследить биологически весь путь, приведший к этому результату.

Возможность обучения членораздельной речи всем известна на примере обучения птиц. У птиц это, конечно, только возможность, так как разговорная речь у них не получила развития. Но не в результате биологической не­возможности! Разговорная речь — это такое явление, которое сделало чрезвычайно гибким сотрудничество между людьми и способствовало развитию производства.

Следовательно, в своих важнейших чертах биологиче­ское развитие подготовило в отдельности каждый из тех факторов, которые все вместе положили начало новому, неизвестному среди животных процессу — историческому развитию человечества.

Род человеческий со всеми его предпосылками возник не случайно, не в результате деятельности сверхъестест­венных сил. Те самые силы, которые сыграли свою роль при возникновении животного мира и на которые пролил свет Дарвин, сформировали человека.

Возьмем из физики пример цепной реакции. Когда количество расщепляющихся радиоактивных материалов достигает определенной границы, то вступает в силу цеп­ная реакция, приводящая к взрыву. Это аналогично нара­станию тех качественных изменений, которые последовали за возникновением человека. Те явления, которые встре­чаются в животном мире, воплотившись в человеке, от­крыли совершенно новый путь развития — путь историче­ского развития человеческого общества.

Все, что мы рассказали о мышлении животных, свиде­тельствует о том, что у животных можно найти в зароды­ше те особенности, из которых в ходе биологического раз­вития животного мира развилось мышление человека.

Однако мышление человека развилось в результате трудовой деятельности и общественно-исторического раз­вития, сопровождающегося развитием производительных сил. Все то, что мы назвали мышлением животных, явля­ется только прообразом человеческого мышления. Речь делает человеческое мышление единственным в своем роде. С развитием языка мышление приобрело форму слов и определенную самостоятельность, вытекающую только из деятельности, т. е. мышление — это результат деятель­ности. Мы можем сказать и так: мышление человека осоз­нало себя.

Мышление человека проявляется не только в его по­ведении, но и в речи. Понятия обретают «форму» и нахо­дят свое выражение в языке. Однако предпосылки речи возникли уже в животном мире.

Современное естествознание доказывает, что человек со всеми своими особенностями возник в результате биологического развития животного мира, в процессе развития видов, как необходимый итог. Он достиг той сту­пени, когда должен был встать на путь исторического раз­вития. Предпосылки человеческого мышления также сфор­мировались в животном мире, но только в ходе обществен­но-исторического развития возникло сознательное чело­веческое мышление.

История человечества имеет биологическую предысто­рию. Человек — результат последовательного процесса развития. Замечательные человеческие способности и раз­витие человеческого мышления имеют также биологиче­скую предысторию. Все те особенности, которые в сово­купности привели к возникновению человеческого мышле­ния, сформировались в ходе развития животного мира и естественного отбора.
Категория: МЫСЛИ ЖИВОТНЫХ | Добавил: admin (05.02.2016)
Просмотров: 230 | Теги: биология в школе, поведение животных, условный рефлекс, статьи о животных, изучение зоологии, сайт по биологии, думают ли животные, изучение животных | Рейтинг: 5.0/1
Поиск

РАЗВИТИЕ БИОЛОГИИ

БИОЛОГИЧЕСКИЕ СПРАВОЧНИКИ
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Вход на сайт


    Copyright MyCorp © 2020
    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru