Пятница, 10.04.2020
                       


МЕНЮ
УЧИТЕЛЮ БИОЛОГИИ
К УРОКАМ БИОЛОГИИ
ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР РАСТЕНИЙ
В МИРЕ ЖИВОТНЫХ
АНАТОМИЯ БЕЗ ТАЙН И ЗАГАДОК
ИНТЕРЕСНО УЗНАТЬ
БИОЛОГИЧЕСКАЯ РАЗВЛЕКАЛОВКА
Категории раздела
ОНЛАЙН-ЭНЦИКЛОПЕДИЯ "ПТИЦЫ" [45]
АТЛАС "ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ" [13]
ХИЩНИКИ НАШИХ ЛЕСОВ [10]
МЫСЛИ ЖИВОТНЫХ [19]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » ЗООЛОГИЯ » МЫСЛИ ЖИВОТНЫХ

Запечатление

Свойства, появляющиеся в процессе созрева­ния, как это уже было показано, человек готов рассматри­вать как способность, которая приобретается обучением. Созревание, однако, необходимо отличать от обучения. Точно так же необходимо отличать обучение от другого процесса, идентичного на первый взгляд с обучением. Речь идет о запечатлении.

Запечатление — поразительное явление.

Имеются животные (в большинстве случаев птицы и млекопитающие), которые вскоре после рождения стано­вятся самостоятельными. Только родившиеся или выве­денные из яйца, эти животные сразу начинают свободно бегать. Самостоятельность их, однако, неполная. Кто не наблюдал, как неотрывно цыплята следуют за наседкой?

Сколько же в поведении цыплят унаследованного и сколько чего-то другого?

Поразительно, что у значительной части животных не определен объект, к которому должна относиться дан­ная форма поведения. В этих случаях мы как бы имеем дело с фотографиями, сделанными ярмарочным фотогра­фом. Фоном для снимка служит нарисованная в крас­ках картина: на горячем коне сидит ковбой с пистоле­том на ремне. Лицо ковбоя на картине вырезано, чтобы клиент с романтическими наклонностями мог вставить в этот вырез свое лицо. Затем, получив снимок, он может поместить полученную карточку в семейный альбом.

Запечатление в какой-то мере напоминает только что приведенный пример. Объект, «вставляемый» в «фон» унаследованного поведения новорожденного животного (которое заставляет малыша непременно следовать за ка­ким-нибудь объектом), является наследственно неопреде­ленным, и выбор его иной раз поражает наблюдателя сво­им исключительным несоответствием. Вот пример. Оставленная матерью маленькая зебра, увидев случайно проезжавшую по дороге автомашину, последовала за ней и сопровождала ее так же, как раньше свою мать. Были примеры, когда только что выведенные из яиц птенцы относились к футбольному мячу точно так же, как к ма­тери.

Следовательно, в жизни животного есть короткий период, когда решается, кто или что будет «предметом его привязанности». Таким «предметом» может быть че­ловек, животное или даже вещь, оказавшаяся в это время поблизости, которая и запечатлевается в нервной системе, становясь на некоторое время постоянным раздражителем этой формы его поведения.

Что же это — обучение?

Да, в том смысле, что опыт, приобретенный в индиви­дуальной жизни, затем решающим образом воздействует на поведение маленького животного. Но все же это явле­ние отличается от обучения.

Познакомимся более подробно с процессом запечатле­ния. Рассмотрим опыты с дикими утками.

Выведенных из яиц утят помещали вблизи модели утки и исследовали по часам, на каком возрастном этапе и с какой силой проявляется у них запечатление. Искус­ственную утку перемещали по кругу. Увидев утку, утята начинали следовать за ней. Силу запечатления измеряли, определяя, сколько времени утенок следует за моделью. Запечатление оказалось наиболее сильным через 13—16 часов после вылупления. Сила запечатления не зависела от того, сколько времени утятам давали смотреть на утку. Однако сила запечатления увеличивалась, если во время запечатления утенку приходилось физически напрягаться, например преодолевать препятствия.

Те утята, которые после вылупления первыми увидят не утку, а человека, в результате запечатления будут сле­довать за этим человеком всюду, куда бы он ни пошел. Ягненок, вскармливаемый искусственно молоком из бу­тылки, привязывается к обслуживающему его человеку и не отходит от него, даже если тот проходит через стадо овец.

В естественных условиях в результате запечатления маленькие животные привязываются к матери. Связь, возникшая посредством запечатления, часто впоследствии накладывает отпечаток на половую жизнь животных, на выбор пары.

Никого не удивит способность животных быстро заме­чать детали окружающей среды. Это особое свойство за­поминать окружающие детали играет большую роль в способности птиц и насекомых ориентироваться.

Категория: МЫСЛИ ЖИВОТНЫХ | Добавил: admin (05.02.2016)
Просмотров: 244 | Теги: биология в школе, поведение животных, условный рефлекс, статьи о животных, изучение зоологии, сайт по биологии, думают ли животные, изучение животных | Рейтинг: 5.0/1
Поиск

РАЗВИТИЕ БИОЛОГИИ

БИОЛОГИЧЕСКИЕ СПРАВОЧНИКИ
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Вход на сайт


    Copyright MyCorp © 2020
    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru